Из Слова на Крещение Господне
…Иисус нисходит во Иордан, погружается в водах. Произнесено ли что при этом Крестителем? Вероятно, ничего. Где взять слова для совершения крещения над Сыном Божиим? Тут было время не говорить, а благоговеть и поучаться.
Но Иисус во время Своего крещения беседовал — с Богом, молился (см.: Лк. 3, 21). Действие крайне поучительное! В Иордане Он молится, на Фаворе молится (см.: Лк. 9, 29), на Голгофе (см.: Лк. 23, 34) и Елеоне (см.: Лк. 24, 50) молится. Все важное в жизни Спасителя совершилось среди молитвы: молитва крестила Его, молитва предала дух Богу, молитва вознесла Его на небо. О чем Он молился во Иордане? Это тайна. Довольно знать, что Он молился, без сомнения, и о грешниках — следовательно, и о нас с тобою, слушатель…
Теперь есть возможность вознаградить потерю благодати крещения: есть другая купель — покаяния; можно снова креститься — слезами. Но горе тому, кто, погубив силу первого крещения, не воспользуется вторым! Таковой подвергнется третьему — ужасному, нескончаемому крещению —
огнем вечным!
Глас с неба и все прочее было непродолжительно. После сего Иисус, исполненный Духа без меры (см.: Ин. 3, 34), уже не возвращался в Назарет, а пошел прямо в пустыню, прилегающую к Иордану, где в посте и молитве, как известно, провел сорок дней, препобеждая искушения духа тьмы. Иоанн оставался при своем Иордане, продолжая возглашать глас покаяния и указуя всем, чающим спасения, на Мессию, уже не на грядущего, а на пришедшего, доколе сластолюбивый Ирод, обличаемый праведником, не принес его священной главы в жертву безстудной Иродиаде.
Так, братие, совершилось крещение Спасителя нашего! Остановимся в духе над Иорданом и размыслим о виденном. Много веков протекло после того, как совершились сии чудеса. И, однако, они всегда важны, потому что на них утверждаются вера наша и спасение; без них мы не были бы христианами и не имели бы обетования жизни вечной.
Свт. Иннокентий Херсонский |