Из Слова на Крещение Господне
Наконец настало время взойти Солнцу правды: Иисус идет к Иордану. Принять почесть от Своего Предтечи? Явиться с торжеством народу?.. Нет, просит крещения, которое преподавалось во очищение грехов (коих в Нем не было!), которое служило приготовлением к Царству Божию, коего Он Сам был Царь и Глава! Что недальновидный народ подумает, яко бы и Он, подобно другим, имеет надобность в очищении от грехов, что во всяком случае крещением дается преимущество крещающему перед Кре-щаемым,— до сего Сыну Человеческому нет никакой нужды. Он видит, что крещение Иоанново есть учреждение, весьма благодетельное для нравственности, и хочет Своим примером усилить его действие. Знает, что при сем случае должна обнаружиться воля Божия касательно Его собственного предназначения,— и спешит исполнить сию волю…
Но что с Иоанном? Несмотря на близкое родство с Сыном Марии по плоти и на ближайшее отношение к Нему по духу и цели своего служения, Иоанн не знал еще решительно, что Иисус есть Мессия. Ибо пославший крестить Иоанна сказал ему, что Тот, на Которого он увидит при крещении сходящим Духа Святого, Тот и есть истинный Мессия, а Кто именно сей Агнец Божий, этого ему не было открыто (см.: Ин. 1, 33)… Беседа, хотя непродолжительная, с Иисусом перед совершением крещения над Ним, еще более могла усилить в прозорливой душе Иоанна мысль, что Просящий крещения есть Тот Самый, Который и его самого, и всех будет крестить Духом Святым. После сего могла ли подняться рука Крестителя? Аз требую Тобою креститеся, и Ты ли грядеши ко мне? (Мф. 3, 14) — воскликнул он, проникнутый чувством собственного недостоинства и Божественного величия Иисусова.
Для Иисуса... глас смирения Иоаннова не мог быть неприятен. Но теперь надлежало творить правду Божию, а не выказывать или скрывать свою праведность. Остави ныне,— сказал Он уже гласом Мессии, — тако подобает нам исполнити всякую правду…
Свт. Иннокентий Херсонский |