Из Слова на Рождество Христово
Мы привыкли к изъявлениям благожеланий в сей праздник. Но в них может скрываться горький нам укор и обличение. Радость или не радость в нынешний день есть пробный камень наших должных или не должных отношений к рожденному Господу! Мы ведь уж призваны, приступили к Нему и приняты Им. Мы — Его, и Он — наш; а стало, и все Его есть наше. Что же Его, то непременно приносит мир и радость. Радость потому должна быть обычным состоянием нашего духа. И это всегда, тем паче в дни, подобные нынешнему!
<…> Радость не есть чувство вольное. Кто, вступив в общение с Господом, вкусил всех благ Его, тот не может не радоваться; а кто, чуждаясь Господа, не вкусил благ сих, того сколько ни приглашай к радости, не заставишь радоваться. Это будет то же, что говорить слепому — смотри, глухому — слушай, безногому — ходи.
Как же быть тем из нас, кои попали в число сие? И не радоваться? И будет нам праздник не в праздник! Нет — понудим себя радоваться и мы наряду с другими. Порадуемся за род наш, что ему уготованы такие блага. Порадуемся за других братий наших, кои сподобились уже сделаться причастниками их. Понудим себя порадоваться и за себя, потому что и нам оставлена надежда получить их. И тут же попробуем возбудить и ревность свою — усыпленную и замершую. Вот все у Господа на пиру — радуются и веселятся! А мы-то что — враги себе, что не идем туда? Или вход туда заключен нам? Или нас не примут?.. Или заделят чем? Нет, всем и все предлагает Господь. Приди только всякий, как указано, и все получишь, и радость восприимешь — такую крепкую, что никто уже не силен будет отнять ее у тебя (см.: Ин. 16, 22). Аминь.
Свт. Феофан Затворник. Полное собр. соч. |