Главная
Наши контакты
Подворье сегодня
Расписание богослужений
Часто задаваемые вопросы
История подворья
Троицкая школа
Издательство
Хоровая деятельность
Интервью, статьи
Проповеди
Фотогалерея
Видеоканал на Youtube
Поиск по сайту
Изречения Святых Отцов
Святитель Филарет Московский
Иконы Пресвятой Богородицы
Жития Святых
Чтение Псалтири на Подворье
Душеполезные чтения 2018
Авторизация


Забыли пароль?
Вы не зарегистрированы?
Регистрация
Главная
Церковно-хоровое пение

Основной целью программы «Церковно-хоровое пение» является приобщение детей к основам мировой и отечественной музыкальной и духовной культуры, организация певческой деятельности мальчиков на основе православных традиций, развитие их музыкально-эстетического вкуса, формирования у них вокально-исполнительских умений и навыков, популяризация церковно-певческой и образовательной деятельности школы в целях духовно-нравственного просвещения и воспитания населения.

Отличительные особенности: Данная программа отличается от существующих программ хоровых отделений ДМШ тем, что имеет духовную направленность. Наряду с музыкально-хоровым воспитанием она предполагает воспитание детей через произведения, народные и солдатские песни, церковные песнопения в духовно-нравственных православных традициях русской культуры. Школа организована Московским Подворьем Свято-Троице-Сергиевой Лавры и хоровая деятельность Школы является определяющей. Поэтому хор непосредственно участвует в жизни Подворья, выступает перед священноначалием и духовенством, посещающим Подворье, участвует (пение на клиросе) в православном богослужении Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, праздниках и концертах Подворья.

Задачи программы:

1. Ознакомление детей с различными песенными и хоровыми жанрами (популярные детские песни, народные и солдатские песни, духовные песнопения и др.).

2. Овладение основными принципами хорового пения, основами хорового ансамбля

3.Усвоение вокально-интонационных навыков.

3.Техника дыхания

4.Постановка голоса

5. Культура поведения на сцене.

Программа рассчитана на 7-8 лет обучения и предназначена для детей с 6-ти лет. Программа предусматривает занятия в 1-м и 2-м классах- 60 часов в год ( в неделю 2 часа), в 3-4 классах (младшая группа) 90 часов в год (в неделю 3 часа), в 5-8 классах (старшая группа) 120 часа в год (в неделю 4 часа).

Хоровые группы делятся следующим образом:

- подготовительный хор (хор 1 и 2 классов);

- хор младших классов (3-4 классов);

- хор старших классов (5-6-7-8 классов).

Подготовительный хор выполняет задачу научить детей правильному звукоизвлечению, певческому дыханию, вокально-интонационным навыкам.

Старший хор является постоянным концертирующим коллективом и участником клиросного пения в праздничных богослужениях в составе Мужского хора Подворья.

Младший хор не является постоянным концертирующим коллективом, участвуя в праздниках Подворья и субботних богослужениях.

Старший и младший хоры делятся на группы по партиям: партия дискантов и партия альтов. Занятия проводятся 2 раза в неделю, 2 часа - сводный хор, 1,5-2 часа- занятия по партиям.

Содержание программы:

1. Введение — первое знакомство с ребятами, ознакомление их с тем, как и чем они будут заниматься.

2. Распевка. Работа с вокальной группой (унисон)- распевкой ребята занимаются на каждом занятии; это «разминка», «разогрев» голосового аппарата. Время распевки варьируется, в зависимости от результата, от большей или меньшей сложности разучиваемой песни, от групповой песни (в унисон) или групповой с солистом и т.д. Педагог сначала сам показывает распевку, затем все поют ее поочередно, потом — все вместе. Так же идет распевка на расширение диапазона.

З. Работа над песнями и песнопениями — начинается со знакомства с сюжетом песни, ее настроением, ее строением ( строфическая, куплетная форма; запевно-припевная и т.д.). Педагог должен сначала сам исполнить песню (или воспроизвести ее звучание фонозаписи);

Если разучивается церковное песнопение, то сначала детям объясняется его смысл и значение, переводится русский язык (т.к. православное богослужение ведется на церковно-славянском языке), рассказывается, где и когда поется это песнопение.

4. Постановка дыхания — начинается с того, что педагог учит сначала ребят просто правильно дышать, объясняет, что они должны чувствовать, как при вдохе расширяется их диафрагма. Полезное упражнение для дыхания — это вдох носом и медленный выдох струей воздуха через рот. Необходимо также учить ребят пользоваться цепным и общехоровым дыханием.

5.Дикция. Артикуляция — при исполнении песен педагог должен добиваться от ребят четкого произношения слов (т.е. дикции), и правильной артикуляции (т.е. формирование гласных). Над дикцией можно начинать работу со скороговорок (простейших коротеньких, затем более сложных). Учиться следить за артикуляцией можно стоя перед зеркалом.

6. Мимика — при исполнении песен на лице должна присутствовать мимика, соответствующая содержанию песен.

7. Расширение диапазона — над этим работа проводится постоянно (распевки, песни в высоком регистре).

8. Постановка голоса — постепенно в процессе работы, у ребят происходит овладение своим голосом. В распевках вводятся элементы вокализации. Распевание отдельных слогов помогает отрабатывать основные элементы вокальной техники. Педагог рассказывает детям о том, что такое звук; певческий звук; как происходит звукоизвлечение и как добиться, чтобы оно было правильным.

9. Культура поведения на сцене — педагог учит ребят основам сценической культуры (как выйти на сцену, как поклониться, как уйти со сцены и т.д.).

10. Развитие музыкальной памяти — происходит на уроках постоянно (в распевках, при разучивании песен — их словесного и музыкального текста). Эффективно для развития музыкальной памяти применение игры «Эхо». Суть игры заключается в повторении детьми услышанных музыкальных фраз. Так постепенно разучивается вся песня.

Ожидаемые результаты:

• По окончании хоровой школы ученики должны уметь грамотно и интонационно чисто, ритмически верно исполнять хоровые произведения и церковные песнопения.

• Знать и соблюдать принципы хорового ансамбля.

• Овладеть техникой дыхания и хоровым «цепным» дыханием.

• Уметь петь с различной динамикой, разными приемами звукоизвлечения (маркато, легато,стаккато и т.д.), с разной атакой звука.

• Петь в «унисон» и многоголосием, держать свою партию и чистоту строя.

• Научиться правильной дикции и артикуляции.

• Понимать дирижерский жест и подчиняться ему.

• Владеть принципами церковного пения на богослужениях, знать основные гласы, служебный обиход.

Данный учебно-тематический план можно варьировать в зависимости от индивидуальных способностей детей, от посещаемости детей.

Список литературы:

1. Система детского музыкального воспитания Карла Орфа. Ленинград, 1970.

2. З Кодай.  Избранные статьи. Москва,1982.

З. Развитие музыкального слуха детей на основе ладовой сольмизации. Методическая разработка.

4. Методика воспитания интонационного слуха. Методическая разработка для педагогов сольфеджио ДМШ, ДМШ, средних специальных учебных заведений.

5. Многоголосие в классах сольфеджио ДМШ. М., 1970.

6. Музыкальное воспитание в школе вып.6., 1970.

7. Работа с хором. Методический опыт.

8. Вопросы методики музыкального воспитания детей. Москва, 1975 г.

9. Г.А. Струве. Школьный хор. Москва, 1981.

10. Максимов. Сольфеджио для вокалистов вып.1., 1950.

11. В. Попов. Русская народная песня в детском хоре. Москва, 1985.

12. Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 6-7 лет. Составители Т.М. Орлова, С.И. Бекина. Москва, 1988.

 
Назад Назад


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите ее мышкой и нажмите Shift+Enter
 
їїїїїї.їїїїїїї