Предмет «Хороведение» ставит своей основной целью усвоение учащимися основ, умений и навыков, необходимых
в области хорового церковного пения, ознакомление со спецификой служения регента и
требованиями, предъявляемыми к участникам и руководителю церковного
богослужебного хора. Курс «хороведение» опирается на научную систему,
заложенную П.Г.Чесноковым и разработанную другими деятелями хорового
искусства (такими как К.К.Пигров,К.Ольхов и
др.) и разделен на две части: теоретическую и специальную. В первой
части курса преподаются классические разделы хороведения (ансамбль,
строй, устройство голосового аппарата и др.). Во второй части излагается
материал, непосредственно отражающий специфику церковного
богослужебного хора в сравнении с академическим светским хоровым
коллективом.
Цели и задачи курса:
• усвоение учащимися теоретических знаний и практических навыков, непосредственно связанных с искусством хорового пения;
• овладение учащимися начальными навыками работы в хоровом коллективе;
•
усвоение учащимися главных принципов самостоятельной работы над хоровой
партитурой, развитие умения анализировать партитуру, усвоение принципов
построения репетиционной работы.
Программа имеет одногодичный курс обучения,
2 учебных часа в неделю (62 часа) и рассчитана на учащихся 15-17 лет,
проявивших желание, музыкальную одаренность и способности к управлению
хором.
Формы проведения занятий:
• урок, теоретические занятия;
• практическая работа над партитурой
• самостоятельное разучивание песнопения с школьным хором.
Содержание программы:
Теоретическая часть.
•
введение, определение понятия «хор», типы, виды и составы хоров, формы
хорового исполнительства и выдающиеся коллективы, представляющие эти формы, разделы курса хороведения;
• строение голосового аппарата, виды певческого дыхания, вопросы вокальной культуры;
• типы сольных певческих голосов, принципы определения певческого голоса, комплектование хоровых партий;
• строй хора, принципы интонирования, горизонтальный и вертикальный строй, ладовые тяготения;
• ансамбль хора: способы достижения его в практической работе;
• работа дирижера над хоровой партитурой, репетиционный процесс, дирижерская техника как средство управления хором;
• организация работы хорового коллектива.
Специальная часть.
• церковный богослужебный хор: цели, задачи, призвание, служение;
• специфика служения регента и певчих;
• требования, предъявляемые к участникам и руководителю церковного богослужебного хора;
• репертуар, принципы его формирования.
Ожидаемые результаты:
По окончании прохождения данного курса учащиеся должны показать:
• знание основных элементов хорового звучания;
• обладание практическим навыком анализа хоровой партитуры;
• ясное представление о строении голосового аппарата и принципах его работы;
• знание принципов организации хора, репетиционной работы в нем;
• понимание специфики деятельности церковного богослужебного хора.
Литература:
1. Гарднер И. Богослужебное пение Русской Православной Церкви. Сергиев Посад,1998.
2. Дмитриевский Г. Хороведение и управление хором. М.,1957.
3. Живов В. Теория хорового исполнительства. М.,1998.
4. Искусство хорового пения. М.,1963.
5. О церковном пении. Сборник статей. М.,1997.
6. Пигров К.К. Работа в хоре. М.,1968.
7. Работа с хором. Методика, опыт. Сост. Б.Тевлин.М.,1972.
8. Русская духовная музыка в документах и материалах. Том 1: Синодальный хор и училище церковного пения. Воспоминания. Дневники. Письма. Сост. Н. Зверева, А.Наумов. М.,1998
9. Чесноков П. Хор и управление им. М.,1940. |