Главная
Наши контакты
Подворье сегодня
Расписание богослужений
Часто задаваемые вопросы
История подворья
Троицкая школа
Издательство
Хоровая деятельность
Интервью, статьи
Проповеди
Фотогалерея
Видеоканал на Youtube
Поиск по сайту
Изречения Святых Отцов
Святитель Филарет Московский
Иконы Пресвятой Богородицы
Жития Святых
Чтение Псалтири на Подворье
Душеполезные чтения 2018
Авторизация


Забыли пароль?
Вы не зарегистрированы?
Регистрация
Главная
Хороведение

Предмет «Хороведение» ставит своей основной целью усвоение учащимися основ, умений и навыков, необходимых в области хорового церковного пения, ознакомление со спецификой служения регента и требованиями, предъявляемыми к участникам и руководителю церковного богослужебного хора. Курс «хороведение» опирается на научную систему, заложенную П.Г.Чесноковым и разработанную другими деятелями хорового искусства (такими как К.К.Пигров,К.Ольхов и др.) и разделен на две части: теоретическую и специальную. В первой части курса преподаются классические разделы хороведения (ансамбль, строй, устройство голосового аппарата и др.). Во второй части излагается материал, непосредственно отражающий специфику церковного богослужебного хора в сравнении с академическим светским хоровым коллективом.

Цели и задачи курса:

• усвоение учащимися теоретических знаний и практических навыков, непосредственно связанных с искусством хорового пения;

• овладение учащимися начальными навыками работы в хоровом коллективе;

• усвоение учащимися главных принципов самостоятельной работы над хоровой партитурой, развитие умения анализировать партитуру, усвоение принципов построения репетиционной работы.

Программа имеет одногодичный курс обучения, 2 учебных часа в неделю (62 часа) и рассчитана на учащихся 15-17 лет, проявивших желание, музыкальную одаренность и способности к управлению хором.

Формы проведения занятий:

• урок, теоретические занятия;

• практическая работа над партитурой

• самостоятельное разучивание песнопения с школьным хором.

Содержание программы:

Теоретическая часть.

• введение, определение понятия «хор», типы, виды и составы хоров, формы хорового исполнительства и выдающиеся коллективы, представляющие эти формы, разделы курса хороведения;

• строение голосового аппарата, виды певческого дыхания, вопросы вокальной культуры;

• типы сольных певческих голосов, принципы определения певческого голоса, комплектование хоровых партий;

• строй хора, принципы интонирования, горизонтальный и вертикальный строй, ладовые тяготения;

• ансамбль хора: способы достижения его в практической работе;

• работа дирижера над хоровой партитурой, репетиционный процесс, дирижерская техника как средство управления хором;

• организация работы хорового коллектива.

Специальная часть.

• церковный богослужебный хор: цели, задачи, призвание, служение;

• специфика служения регента и певчих;

• требования, предъявляемые к участникам и руководителю церковного богослужебного хора;

• репертуар, принципы его формирования.

Ожидаемые результаты:

По окончании прохождения данного курса учащиеся должны показать:

• знание основных элементов хорового звучания;

• обладание практическим навыком анализа хоровой партитуры;

• ясное представление о строении голосового аппарата и принципах его работы;

• знание принципов организации хора, репетиционной работы в нем;

• понимание специфики деятельности церковного богослужебного хора.

Литература:

1. Гарднер И. Богослужебное пение Русской Православной Церкви. Сергиев Посад,1998.

2. Дмитриевский Г. Хороведение и управление хором. М.,1957.

3. Живов В. Теория хорового исполнительства. М.,1998.

4. Искусство хорового пения. М.,1963.

5. О церковном пении. Сборник статей. М.,1997.

6. Пигров К.К. Работа в хоре. М.,1968.

7. Работа с хором. Методика, опыт. Сост. Б.Тевлин.М.,1972.

8. Русская духовная музыка в документах и материалах. Том 1: Синодальный хор и училище церковного пения. Воспоминания. Дневники. Письма. Сост. Н. Зверева, А.Наумов. М.,1998

9. Чесноков П. Хор и управление им. М.,1940.

 
Назад Назад


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите ее мышкой и нажмите Shift+Enter
 
їїїїїї.їїїїїїї