О силе имени Иисусова
Рождается божественное некое в уме состояние от непрестанного памятования
и призывания имени Господа нашего Иисуса Христа, если не будем нерадеть о
всегдашнем к Нему во уме молении, о непрерывном трезвении и еще об одном
настоятельно необходимом деле. И воистину одно и одинаковым образом совершаемое
всегда должны мы иметь дело — призывание Господа нашего Иисуса Христа, с
горением сердца взывание к Нему, да даст Он нам причаститься и вкусить святого
имени Его (чтобы оно в сердце внедрилось). Ибо учащение (частое повторение
одного и того же) есть матерь навыка как в отношении добродетели, так и в
отношении порока, а навык потом уже властвует, как вторая природа. Придя в
такое состояние, ум сам уже ищет своих супостатов, как охотничий пес зайца в
кустах, но сей ищет для того, чтобы пожрать, а тот — чтобы поразить и
разогнать.
Итак, всякий раз, когда случится умножиться в нас лукавым помыслам,
ввергнем в среду их призывание Господа нашего Иисуса Христа — и тотчас увидим,
что они начнут рассеиваться как дым, как научил нас опыт. Когда после этого ум
останется один (без смущающих помыслов), возьмемся опять за непрерывное
внимание и призывание. Так будем поступать всякий раз, когда потерпим такое
искушение.
Сердце, непрестанно хранимое, которому не попускают принимать виды,
образы и мечтания темных и лукавых духов, обыкновенно рождает из себя помыслы
световидные. Ибо как угль рождает пламя, так много больше обитающий от Святого
Крещения в сердце нашем Бог воспламенит ум наш к созерцанию, если находит
воздух сердца нашего чистым от ветров злобы и охраняемым стражею нашего ума.
Как невозможно нагому телом выйти на войну, или переплыть море в
одеждах, или жить не дыша, так невозможно без смирения и непрестанного моления
ко Христу научиться мысленной и сокровенной брани, искусно прогонять ее и
пресекать.
Преподобный Исихий, пресвитер Иерусалимский |