О силе имени Иисусова
Горечью от яда худых помыслов наполняется сердце наше, когда,
вознерадев по причине забвения, надолго бываем отводимы от внимания и молитвы
Иисусовой. Но когда по любви к Божественному с крепким усердием, стройно
начинаем в нашем детелище мысленном (в мысленной мастерской сердца) совершать
вышереченное (то есть со вниманием молитву Иисусову), оно опять исполняется
сладости, в чувстве услаждения блаженным каким-то радованием. Тогда-то твердые
полагаем мы намерения всегда ходить в безмолвии, и не ради чего другого, а ради
ощущаемой от него в душе приятной сладости и отрады.
Наука наук и искусство искусств есть умение управляться со злотворными
помыслами. Самый лучший против них прием и самое надежное перехитрение их
состоит в том, чтобы в Господе смотреть за появлением прилога их и мысль всегда
хранить чистой, как храним око телесное, им же самим острозорко осматривая,
чтобы не приблизилось к нему что-либо могущее повредить его, и всячески стараясь
не допускать до него даже малой порошинки.
Как снег не породит пламени, вода не родит огня, а терн смокв, так
сердце каждого человека не освободится от бесовских помыслов, слов и дел, если
не очистит своего внутреннего, не сочетает трезвения с молитвой Иисусовой, не
стяжет смирения и душевного безмолвия и не будет со всем усердием тещи,
поспешая в предняя (см.: Флп. 3, 13). Душа, себе не внимающая, неизбежно бывает
бесплодна на благие и непорочные помышления, подобно бесплодному мулу, потому
что в ней нет разумения духовной мудрости. Воистину призывание имени Иисусова и
упразднение страстных помыслов есть сладостное дело, водворяющее мир душевный.
Высокую глубину узрит разумно держимое безмолвие сердечное, и дивное
услышит от Бога ухо безмолвствующего ума.
Преподобный Исихий, пресвитер Иерусалимский |