Да святится имя Твое
Писание под видом молитвы не учит ли тому, что природа человеческая для
приобретения чего-либо доброго немощна? И потому, о каком бы мы добре ни
заботились, не достигали бы оного, если бы не совершало сего в нас Божие
содействие. А главное для меня из всех благ то, чтобы жизнью моею прославлялось
имя Божие.
Вразумительнее же делается для нас этот смысл через предположение
противного. Слышу, что Священное Писание осуждает где-то тех, которые делаются
виновниками хулы на Бога. Ибо сказано: горе тем, ихже ради имя Божие хулится во языцех (ср.: Ис. 52, 5). А сие
значит: не уверовавшие еще Слову истины взирают на жизнь принявших веру в
таинство (Евангелия), а потому, когда иные носят на себе имя веры (христиан), а
жизнь их противоречит имени или тем, что они идолопоклонствуют любостяжанию,
или тем, что бесчинствуют в пьянстве и на пиршествах, или тем, что наподобие
свиней валяются в тине распутства,— у неверных тотчас готов отзыв, осуждающий
не произвол худо пользующихся жизнью, но таинство (Евангелие, христианство),
как будто оно учит поступать таким образом и будто бы такой-то человек,
посвященный в Божественные таинства, не сделался бы или злоречивым, или
любостяжательным, или хищником, или подверженным иному какому пороку, если бы
грешить не было им позволительно.
Потому кто говорит в молитве: «Да
святится имя Твое во мне», тот по силе произносимых им слов молится о следующем:
«При содействии Твоей помощи да соделаюсь неукоризненным, справедливым,
благочестивым; буду воздерживаться от всякого дела злого, говорить истину,
делать правду, ходить в правоте, отличаться целомудрием, украшаться
нерастлением, мудростью и благоразумием, мудрствовать горнее, презирать земное,
прославлять Тебя ангельским житием». Это и подобное этому содержит в себе
краткое прошение к Богу: да святится имя
Твое.
Святитель Григорий Нисский |