Во имя Отца и Сына и Святого Духа
Это слова молитвы, какими мы впервые в жизни засвидетельствовали веру
нашу в купели Святого Крещения. Это слова, с которыми рождается в мир свыше
новый человек — Божий человек.
И с тех пор как совершилось в нас великое Таинство Крещения водой и
Духом, эти слова всю жизнь будут сопровождать нас на нашем жизненном пути,
охраняя материнским благословением во младенчестве, укрепляя в юношестве и
сопровождая на пути жизни самостоятельной. И трепетная материнская рука осенит
крестным знамением повзрослевшее чадо, благословляя на выбор жизненного пути, и
дрожащий от волнения материнский голос с чувством произнесет: «Во имя Отца и
Сына и Святого Духа», освящая неведомые пути предлежащей ему жизни, семейной
ли, монашеской ли. И Церковь вслед за родительским благословением рукой
священника преподаст Божие благословение: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа» —
как внешний знак преподания благодати Святого Духа на избираемый путь жизни, на
начинаемое благое дело.
Божия благодать — вот та святыня, сила и крепость, что сокрыта в словах
этой молитвы и в крестном зн!амении, сопровождающем ее. Действия всех Трех Лиц
Пресвятой Троицы вступают в этой молитве в силу. Чему быть благоволил Бог Отец,
что исполнил в Себе Сын Божий, то присвоить нам, верующим, снисходит в ней Дух
Святой. И звучит сия молитва и как наше моление, и как наше исповедание Бога, и
как наша проповедь.
И малая молитва невидимо делает большое дело, освящая всякое
человеческое начинание, давая ему великую силу стать жертвой Богу и
одновременно освящая того, кто эту жертву приносит.
Не человеческий ум привнес в мир эту молитву. Впервые в основание
христианской веры и жизни положил ее Сам Единородный Сын Божий Иисус Христос,
когда, посылая Своих учеников на всемирную проповедь Евангелия, заповедал им: шедше научите вся языки, крестяще их во имя
Отца и Сына и Святаго Духа, учаще их блюсти вся, елика заповедах вам (ср.:
Мф. 28, 19–20).
В кратких словах — во имя Отца и
Сына и Святого Духа — Господь заключил и всю сущность христианской веры, и
все основание христианской жизни. Этой молитвой Христос засвидетельствовал веру
в Единого Бога, в Трех Лицах прославляемого. Сам Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух
Святой — все едино присутствуют в ней и несут столь привычное для нас чудо,
источник жизни и бессмертия, таинственную и мощную силу — жизнь, одухотворенную
Богом.
Не нам, Господи, не нам, но
имени Твоему даждь славу
(Пс. 113, 9). А это значит, что не в свое имя, не ради славы и своих земных
выгод, но для Бога, ради Бога и во славу Божию будет созидаться последующее за
молитвой дело, малое ли, великое ли, и Божией помощью и Божиим смотрением даст
плод на пользу души и во спасение.
Дорогие мои, примем же сознательно и вдумчиво Божий дар — святыню этой
молитвы и на заре начинающегося дня, когда поставляет она нас перед иконами на
утреннее поклонение Богу, и в течение дня, испрашивая Божие благословение на
всякую нашу духовную и житейскую потребу, и ею же начнем и свою вечернюю жертву
Богу пред отходом ко сну.
Во имя Отца и Сына и Святого
Духа — звучит и с амвона
всякий раз, призывая внимание наше к слышанию проповеди о Боге, о святыне, о
святых.
Откроем же сердца наши навстречу Божией благодати, и да произрастет в
сердцах наших силой этой великой молитвы и еще одна, все побеждающая, все
освящающая, все возрождающая молитва: Слава
Отцу и Сыну и Святому Духу, Троице Единосущней и Нераздельней, предавшей нам
исповедание о Себе. Аминь.
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) |