Сила молитвы
Тогда раб тот пал, и, кланяясь,
говорил: государь! потерпи на мне, и все заплачу. Государь, умилосердившись над
рабом тем, отпустил его и долг простил ему (ср.: Мф. 18, 26–27). Послушаем, ленивые на молитву, какую силу имеет
умаливание. Раб этот ни пощения особенного не показал и ничего другого
подобного, но потому только, что умолял господина своего, преклонил его на милость.
Не будем же унывать и отчаиваться в молениях. Кто был ничтожнее этого раба,
только долги копившего и ничего доброго, ни большого ни малого, в себе не
имевшего? Однако же он не сказал сам в себе: «Бездерзновенен есмь, стыд
покрывает лицо мое — как могу приступить? Как могу отверзнуть уста на
умоление?» — что говорят многие грешники, больные диавольским благоговением.
Бездерзновенен ты? Для того и приступи, чтобы стяжать дерзновение.
Разве человек есть Тот, Кого ищешь ты умилостивить, чтобы стыдиться Его и
краснеть? Бог Он есть, больше тебя самого желающий очистить тебя от долгов
твоих перед Ним. Не столь ты желаешь поставить себя в положение безопасное со
всех сторон, сколько Он желает твоего спасения. И это показал Он самым делом.
Не имеешь дерзновения? Но потому самому тебе и следует дерзать, что
таким себя сознаешь. Ибо величайшее дерзновение есть почитать себя
бездерзновенным, как величайший стыд есть оправдывать себя пред Господом.
Таковой нечист, хотя бы являлся святейшим из всех людей; как, напротив,
праведен, кто считает себя последнейшим из всех. Свидетели этого — фарисей и
мытарь.
Не будем же отчаиваться и падать духом по причине грехов, но приступим
к Богу, припадем, станем умолять, как сделал этот раб, бывший доселе в истинно
добром настроении.
Святитель Иоанн Златоуст |