Великие примеры покаяния: святой креститель Руси
В тот благословенный год, когда в Днепровской купели крестилась
Киевская Русь, Великому Князю Владимиру было двадцать пять лет, по тем временам
— возраст зрелого мужа. К тому времени он уже пережил свою личную
Пятидесятницу, обрел истину, к которой давно стремилась его душа, истомленная
душным сумраком языческого невежества.
Велики были грехи язычника Владимира, но покаяние его превзошло их по
силе и принесло добрые плоды. Он стремился осуществлять заповеди Божии не
только в своей личной жизни, но и во всех государственных делах. Особенно
заботился он о помощи бедным и больным. Их отыскивали по всей Руси, бедных
кормили и снабжали всем необходимым, больных лечили.
Правление князя Владимира стало редчайшим примером в истории России, когда
государство не на словах, а на деле служило народу, и до сих пор светлый образ
князя Владимира остается идеалом мудрого и боголюбивого правителя. Красным
Солнышком нарек его народ, и в этом светлом прозвании отразилась та великая
перемена в душе великого правителя, которая преобразила его в святого
крестителя Руси. В его княжение Русь не знала смертной казни: «Бога боюсь» —
так объяснял это сам святой князь. Этот обычай стал законом при сыне Владимира
Ярославе Мудром.
До конца своих дней святой князь неустанно заботился о Церкви
Христовой, о ее благе и распространении по всей Руси. Первым толчком к отказу
от язычества для князя Владимира стала мученическая смерть первомучеников
Российских Иоанна и Феодора, убитых язычниками. Красота их веры, героизм и самопожертвование
поразили молодого княжича и заронили в нем семя неутолимой жажды этой красоты и
этого света. На могиле Иоанна и Феодора князь Владимир построил церковь,
которой отдавал десятую часть всего своего достояния, оттого церковь эта до сих
пор зовется Десятинной. Сыновья Великого Князя Владимира Борис и Глеб стали
первыми святыми Русской Православной Церкви. |