Уроки молитвы от Оптинских старцев
Ты жалуешься на рассеянную свою жизнь и на сухую, безотрадную молитву.
Ежели мы должны в терпении нашем
стяжевать души наша (ср.: Лк. 21, 19), то и в этом случае надобно предаться
терпению. Горячая и утешительная молитва есть дар Божий и награда, но оная
даруется не столько нашему деланию, сколько смирению. А когда мы и в делании
еще скудны, то больше должны смиряться, а награды не искать. Будем молиться
мытаревою молитвою, который не искал отрады, а просил милости грешному. Молитву
нашу мы не можем сами ценить, но должны молиться со смирением, когда и отрады
нет, должны смиряться, молитву не оставлять и не искать отрады: получив оную,
можем обольститься, а терпевши лишение, получим милость. Когда не имеешь
времени много на молитву, довольствуйся тем, сколько имеешь. Помни, что
мытарево чувство бывает приятно Богу в молитве, и опасайся давать цену своей
молитве: это дело Божие, а не наше.
Вы, прибегая к молитве, видите ее нечистой и говорите: «Какая это
молитва?». Правда, что худая, однако ж не фарисейская, но, кажется, и не
совершенно мытарева, но ближе к ней. И не должно ее оставлять, укоряя себя за
скверну ее и стараясь воззвать от помыслов. Оставив же ее, какую приобретете
пользу? Там, по крайней мере, за неисправность осуждаем себя, а может быть,
когда и одно слово может умилостивить Бога к нам, не ведающим, а только
смиряющим себя. Оставив же молитву, совершенно охладеем.
Когда творишь молитву, имела бы крайнее смирение и память своих грехов,
моля о помиловании. И как можно бы остерегаться увлекаться в мнении о себе и
искать чего-то высокого. Прелесть весьма близка.
Преподобный Макарий Оптинский |