…О молитве. Молитва есть умилостивление за грехи,
посредством которого человек кающийся испрашивает прощения или в настоящих, или
в прежних своих беззакониях.
О молении. В молении мы что-либо приносим или обещаем
Богу. Так, мы приносим эти обетные моления, когда, отрекаясь от мира, обещаемся
служить Господу со всей ревностью сердца своего и умереть для всякого общения с
миром и для всех дел его; приносим эти моления, когда, презрев мирские почести,
отвергнув земные стяжания, обязываемся во всяком сокрушении сердца и в нищете
духа прилепляться ко Господу; мы приносим эти моления, когда даем обет
непрестанно сохранять совершенную чистоту тела и непреодолимое терпение или
вовсе исторгнуть из сердца своего корень производящего смерть гнева и уныния.
Если же по своей беспечности и склонности к прежним порокам мы не исполним тех
благих намерений, то будем виновны в наших молениях и обетах и к нам отнесутся
тогда слова: Лучше тебе не обещать,
нежели обещать и не исполнить (Еккл. 5, 4).
О прошении. На третьем месте у апостола поставлены
прошения, которые мы, находясь в горячности духа, обычно воссылаем за других,
прося о тех, кого любим, или о мире всего мира, выражаясь словами самого же
апостола: за всех человеков, за царей и
всех начальствующих (1 Тим. 2, 1–2).
О благодарении. Напоследок, на четвертое место, ставятся
благодарения, которые ум в неизъяснимом восторге приносит Богу, когда
вспоминает прошедшие благодеяния Божии, или созерцает настоящие, или когда,
прозревая будущность, усматривает, какие и сколь великие блага уготовил Бог
любящим Его. В этом последнем случае обычно изливаются обильнейшие молитвы,
когда дух наш, взирая чистейшими очами на награды, уготованные святым в будущем
веке, побуждается с безмерной радостью воссылать Богу неизреченные
благодарения.
Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин |