О видах молитвы
Объять все виды молитвы без высочайшей чистоты сокрушенного сердца и
просвещения Святого Духа мне кажется невозможным. Они столь же многочисленны,
как и те состояния, в которых может находиться всякая душа. Хотя мы и
совершенно уверены, что не можем, судя по холодности нашего сердца, обозреть
все виды молитвы, впрочем, попытаемся изложить их, насколько позволяет нам
малая опытность наша. По мере чистоты, в которой преуспевает чей-либо ум, и по
свойству состояния, в какое он или случаями приводится, или своим старанием
приходит, ежеминутно изменяется и сам вид молитвы, и потому очевидно, что никто
не может воссылать молитвы всегда однообразные.
Ибо всякий молится в веселье иначе, нежели когда отягчен бременем
печали и отчаяния; иначе, когда укрепляется в духовном преуспевании, нежели
когда притесняется нападениями врага; иначе, когда испрашивает отпущения
грехов, нежели когда просит приобретения благодати, или какой-нибудь
добродетели, или уничтожения какого-либо порока; иначе, когда сокрушается мыслью
о геенне и страхом будущего Суда, нежели когда воспламеняется желанием будущих
благ и надеждою; иначе, когда находится в нужде и напастях, нежели в
безопасности и спокойствии; иначе, когда просвещается откровением Небесных
тайн, нежели когда скорбит о бесплодии своих добродетелей и сухости
чувствований.
Теперь предстоит нам еще большая трудность в раздельном изъяснении всех
видов молитв, коих апостол полагает четыре, говоря об этом так: прежде всего прошу совершать молитвы,
прошения, моления, благодарения (1 Тим. 2, 1)... |