Уроки молитвы от Оптинских старцев
Ты описала свою слезную молитву. По замечанию опытных в жизни духовной
людей, если во время такой молитвы человек ощущает тишину и мир помыслов, то
это состояние есть дар благодати Божией, и если в это время поклоны мешают, то
можно их оставлять. Но д!олжно при этом помнить, что это дар Божий, а не плод
твоих трудов и усилий. Уже по тому можешь о сем заключить, что когда прешло это
состояние, тогда уже ты никакими усилиями не могла возвратить его. А потому
более и более нисходи во глубину смирения, считая себя недостойной такого дара
Небесного, содержа в уме сие: Всех
превосхожду грехом — кого научу покаянию? Аще воздохну, яко мытарь, непщую
(думаю) отягчити Небеса. Аще слезю, якоже
блудница, оскверняю землю слезами. Но даждь ми оставление грехов, Боже, и
помилуй мя (Октоих, глас 2-й, стихира во вторник на утрени, на стиховне).
При этом еще помни, что кому дано много, с того и много взыщется. А потому
взывай ко Господу от сердца, да не послужит тебе дар сей во осуждение на
Страшном Суде.
Преподобный Иосиф Оптинский
Молитва бывает, во-первых, устная, во-вторых, внутренняя, сердечная,
в-третьих, духовная. Внутреннюю, сердечную молитву имеют весьма немногие, а
имеющие духовную молитву встречаются еще реже. Духовная молитва несравненно
выше внутренней, сердечной. Имеющие ее начинают познавать тайны природы. Они
смотрят на все с внутренней стороны, на смысл вещей, а не на внешнюю сторону.
Они постоянно бывают охвачены высоким духовным восторгом, умилением, от которых
глаза их часто источают слезы.
Преподобный Варсонофий Оптинский |