Уроки молитвы от преподобных Варсануфия и Иоанна
Когда молишься Богу и развлечешься умом, то подвизайся, пока не
помолишься без рассеяния, и бодрствуй твоим умом, чтобы не развлечься. Если же
сие продлится, то хотя бы в конце молитвы укори себя внутренне и скажи с
умилением: «Господи, помилуй меня и прости мне все согрешения мои», и получишь
прощение во всех согрешениях и в рассеянности, бывшей на молитве. Движение
(против злых помыслов) должно состоять в том, чтобы не склоняться к лукавому
помыслу и не соглашаться с ним, но безмятежно прибегать к Богу. Итак, если
войдет помысл, не смущайся, но рассмотри, что он хочет сделать, и
сопротивляйся, безмятежно призывая Господа. Господь, пришедши на землю
Иудейскую, то есть в сердце человеческое, изгонит бесов. Итак, воззови к Нему,
как ученики: Наставниче, спаси ны,
погибаем! (ср.: Мф. 8, 25).
Если ты (по немощи) будешь совершать псалмопение и молитву сидя, но с
умилением, это не препятствует тому, чтобы служение твое было угодно Богу, ибо
кто и стоя совершает его, но рассеянно, труд того вменяется ни во что.
Стоишь ли, или сидишь, или лежишь — пусть сердце твое бодрствует в
твоем псалмослужении. Предавайся молитве, непрестанно прибегая к Богу днем и
ночью, и тогда враги, борющие душу, отступят постыженные.
— Во время беседы с кем-либо хорошо ли призывать имя Божие?
— И во время беседы, и прежде беседы, во всякое время и во всяком месте
должно призывать имя Божие. Писание говорит: Непрестанно молитеся (1 Фес. 5, 17), ибо этим упраздняется всякое
искушение.
— Как может человек непрестанно молиться?
— Когда кто бывает наедине сам с собой, то должен упражняться в
псалмопении и молиться устами и сердцем; если же кто будет на торгу и вообще
вместе с другими, то не следует молиться, но одним умом. При этом надлежит
соблюдать глаза во избежание рассеяния помыслов и сетей вражиих. |