О Промысле Божием
Итак, не заботьтесь, говорит Господь наш, и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому
что всего этого ищут язычники (Мф. 6, 31–32). Они не знают Бога истинного,
они не понимают, что Он заботится о каждом Своем создании; они живут только
земной жизнью, поэтому им простительны такие попечения. Станем есть и пить, ибо завтра умрем! (1 Кор. 15, 32) — так
рассуждают они. А мы должны стоять выше их и всегда помнить, что Отец наш Небесный знает, что мы имеем нужду
во всем этом (ср.: Мф. 6, 32). Имея такой спасительный Промысл Божий, мы не
должны малодушествовать и предаваться излишним заботам, о чем заботятся
неверующие люди. Предпочитать всем заботам одну — искать Царства Божия и
никаких трудов не жалеть ради этого. Чтобы нам быть истинными сынами этого
Царства, послушными чадами Церкви Божией на земле и наследниками Царства Божия
на Небе, Господь заповедует нам искать и правды Его (см.: Мф. 6, 33), то есть
оправдания пред Богом — по заслугам Спасителя, тогда все прочее, чего ищут
люди, найдется само собою: и это все
приложится вам (там же) — присоединится, дано нам будет как бы в придачу за
труды наши в искании Царства Небесного. Господь не оставит нас, не забудет:
все, что нужно, нам пошлет, а более всего подаст нам мир Свой и радость
духовную.
Ищите прежде Царства Божия (ср.: Мф. 6, 33). Следовательно, как пишет
святитель Филарет, после Царства не возбраняется искать и того, что необходимо
для земной жизни; значит, искание спасения не принуждает всех бежать из мира в
пустыни, не запрещает жить и трудиться в мире. Не согрешишь, если сбережешь на
завтра то, что Он послал тебе сегодня с избытком. Он Сам повелел однажды
собрать оставшийся после насыщения народа хлеб, чтобы ничто не погибло (см.:
Мф. 15, 37). Но если представится тебе случай раздать эти избытки нуждающимся
сегодня же, то не жалей их, раздай, а о завтрашнем дне отложи заботу.
Архимандрит Илия (Рейзмир) |