Итак, молись, брате мой
Ум во время молитвы должен хранить сердце и ограждать его изнутри и из
глубины сердечной воссылать молитвы к Богу, непрерывно говоря: Господи Иисусе Христе, помилуй мя. И
когда там, внутри сердца, ум вкусит и познает, что благ Господь, то не захочет
он более удаляться от сердечного места, говоря вместе с апостолом Петром: хорошо нам здесь быть (Мф. 17, 4). И он
оградит сердце, отталкивая неким образом и изгоняя все помышления, которые
посеваются внутри диаволом, не оставляя никакого помышления этого мира, но
становясь нищим духом, нищим от всякого мирского помысла.
Это делание для тех, кто не познал его, кажется очень трудным и
скучным. Но вкусившие сладость, заключающуюся в этом делании, и насладившиеся
сладостью в глубине своего сердца кричат вместе с божественным Павлом: Кто отлучит нас от любви Божией? (Рим.
8, 35).
Счастливы те, которые приблизились к Божественному свету, вошли в него,
соединились со светом и сами все стали светом, потому что они совершенно
совлеклись оскверненной одежды греха и уже не будут плакать горькими слезами.
Счастливы те, кто принял Христа, Который пришел к ним как свет. Раньше они были
во тьме, а теперь стали сынами Света и Невечернего Дня.
Поистине ничего нет подобного дыханию молитвы, непрестанной умной
молитвы. Святой Григорий Палама говорит, что молитва, действующая при вдохе и
выдохе, со временем исходит из ноздрей молящегося как сладкое дуновение
благодати, аромат благоухания духовного, запах
жизни в жизнь, по великому Павлу (ср.: 2 Кор. 2, 16).
Итак, смотри: молитва дарует благодать не только молящемуся, но,
переливаясь через край, разливается, передается через него всему творению.
Архимандрит Ефрем Святогорец |