Уроки молитвы от святителя Феофана, Затворника Вышенского
Молитв готовых у нас много. Они не сочинены, а изливались из сердца
святых под действием какого-либо созерцания или события и случая в жизни.
Читающий их со вниманием входит в те же чувства, какие дышат в них, и тем
оживляет и созидает в себе молитвенный дух, чтобы это удобнее совершалось.
Хорошо молитвы избираемые наперед обдумывать с восприятием чувств, сокрытых в
них. Еще лучше заучивать молитвы, чтобы не иметь нужды в молитвеннике, а всегда
носить его в душе готовым раскрыться, как только потреба.
Что касается правила, то относительно него я так думаю: какое ни избери
кто себе правило, всякое хорошо, коль скоро держит душу в благоговении пред
Богом. Еще: читать молитвы и псалмы до расшевеления души, а там — самому
молиться, излагая свои нужды, или без всего: «Боже, милостив буди»… Еще: иногда
все время, назначенное для правила, можно провести в чтении одного псалма на
память, составляя из всякого стиха свою молитву. Еще: иногда можно все правило
провести в молитве Иисусовой с поклонами… А то из того, другого и третьего
понемногу взять. Богу сердце нужно (см.: Притч. 23, 26). И коль скоро оно
благоговейно пред Ним стоит, то и довольно. Непрестанная молитва в том и
состоит, чтобы всегда благоговейно стоять пред Богом. А при этом правило есть
только подтопка или подбрасывание дров в печь.
Никогда не вяжите себя правилом и не думайте, что есть что-либо ценное
в том, что имеете такое правило или всегда его совершаете. Вся цена — в
сердечном к Богу припадании. Все святые пишут, что если кто от молитвы не
отходит осужденником, достойным всякой кары от Господа, то такой отходит от нее
фарисеем.
Всячески избегать надо формальности и механизма в молитве. Будьте
госпожа правила, а не раба. Раба же только Божия, обязанная все минуты жизни
своей посвящать на угождение Ему. |