Уроки молитвы от преподобного Иоанна Лествичника
Удостоверение об услышании прошения во время молитвы появляется в душе.
Удостоверение же есть устранение всякого сомнения; удостоверение есть неявного
показание преясное. Некоторые говорят, что молитва лучше памяти смертной; я же
воспеваю два естества в одном лице.
Не отторгайся от молитвы, пока не увидишь огнь и воду (сердечную
теплоту и слезы) домостроительно источившимися, ибо, может быть, во всю жизнь
свою не будешь ты иметь такой благовременности к получению оставления
грехопадений.
Одних, как говорит некто из получивших прозвание от богословия, святой
и пренебесный огонь, снизойдя, пережигает по причине недостаточного очищения в
них, а других просвещает по причине достижения ими меры совершенства. Один и
тот же огонь именуется и отребляющим (очищающим), и просвещающим. Почему иные,
исходя от молитвы, исходят будто из пещи огненной, чувствуя облегчение от
скверны и вещественности, (а другие исходят) будто из света — просвещенными,
облеченными в двойную ризу смирения и радования. Те же, которые исходят из
молитвы без какого-либо из этих действий, молились телесно,— чтобы не сказать
иудейски,— а не духовно.
Проси плачем, ищи послушанием, толцы терпением, ибо сим образом просяй приемлет и толкущему отверзается
(ср.: Мф. 7, 8).
Кто непрестанно держит жезл молитвы, тот не поткнется и, если бы что и
случилось, не падет вконец, потому что молитва есть благочестивое побуждение Бога
(помочь).
Мужество стяжи всяческое — и будешь Бога иметь учителем в молитве
твоей. Тому, чтобы видеть глазами, нельзя научиться со слов — это приходит
естественно. И красоту молитвы нельзя узреть по истолкованию другого — она сама
выбирает себе наставником Бога, Который научает разуму, дает молитву молящемуся и благословляет лета праведных (ср.: 1 Цар.
2, 9; Пс. 5, 13). |