Уроки молитвы от святителя Феофана, Затворника Вышенского
Навык молитвенный не
вдруг образуется, а требует долгого труда и преутруждения себя. Вот в этом-то
труде образования молитвенного навыка лучше всего помогает Иисусова молитва и сопровождающая
ее теплота.
Заметь, что они есть
средства, а не самое дело. Возможно, молитва Иисусова есть, и теплота есть, а
молитвы настоящей нет. Как это ни странно, а бывает так!
Когда молимся, надо
умом стать пред Богом и о Нем едином размышлять. Между тем в голове непрестанно
толкутся разные мысли и отвлекают ум от Бога. Для того чтобы научить ум стоять
на одном, святые отцы употребляли молитовки и навыкли произносить их
непрестанно.
Это непрестанное
повторение молитовки и держало ум в помышлении о Боге, и разгоняло все
сторонние мысли. Эти коротенькие молитовки были разные. Так вот что есть
молитва Иисусова: она есть одна из кратких молитовок, словесная, как и все
другие краткие молитовки. Назначается она на то, чтобы ум держать на одной
мысли о Боге.
Навыкнувший сей
молитве и действующий ею как следует действительно бывает в памяти о Боге
непрестанно.
Так как память Божия
в искренне верующем сердце естественно сопровождается религиозными чувствами
благоговения, упования, благодарения, преданности в волю Божию и другими, кои
все суть духовные, то мы молитву Иисусову, которая производит и держит память
Божию, называем духовной молитвой. И это справедливо, когда она окружается теми
духовными чувствами. Но когда такими действиями она не сопровождается, то она
остается словесной, как и всякая другая подобная. Так думать следует о молитве
Иисусовой.
Если сердце ваше
согревается при чтении обычных молитв, то этим способом и возгревайте сердечную
к Богу теплоту. Молитва Иисусова, если ее механически произносить, ничего не
дает, как и всякая другая молитва, только языком проговариваемая.
|