О молитве истинной
Молитвы учитель —
Бог; истинная молитва — дар Божий. Молящемуся в сокрушении духа, постоянно, со
страхом Божиим, со вниманием Сам Бог дает постепенное преуспеяние в молитве. От
внимательной и смиренной молитвы являются духовное действие и духовная теплота,
от которых оживает сердце. Ожившее сердце привлекает к себе ум, делается храмом
благодатной молитвы и сокровищницей доставляемых ею — по ее свойству — духовных
даров. «Потрудись,— говорят великие подвижники и учители молитвы,— сердечным
болезнованием приобрести теплоту и молитву — и Бог даст тебе иметь их всегда.
Забвение изгоняет их; само же оно рождается от нерадения».
Если хочешь
избавиться от забвения и пленения, то не возможешь достичь этого никак иначе,
как стяжав в себе духовный огонь; только от его теплоты исчезают забвение и пленение. Приобретается
же этот огонь стремлением к Богу. Брат! Если сердце твое день и ночь, с
болезнью не будет искать Господа, ты не возможешь преуспеть. Если же, оставив
все прочее, займешься этим, то достигнешь успеха, как говорит Писание: упразднитесь и разумейте (ср.: Пс. 45,
11).
Рассеянность окрадывает
молитву. Помолившийся с рассеянностью ощущает в себе безотчетную пустоту и
сухость. Постоянно молящийся с рассеянностью лишается всех плодов духовных,
обыкновенно рождающихся от внимательной молитвы, усваивает себе состояние
сухости и пустоты. Из этого состояния рождается хладность к Богу, уныние,
омрачение ума, ослабление веры, и от них — мертвость в отношении к вечной,
духовной жизни. Все же это, вместе взятое, служит явным признаком того, что
такая молитва не принимается Богом.
Святитель Игнатий Брянчанинов |