Уроки молитвы от преподобных Варсануфия и Иоанна
Внимай себе
бдительно, чтобы иметь всегда Бога пред собою, да исполнится на тебе
пророческое слово: Предзрех Господа предо
мною выну, яко одесную мене есть, да не подвижуся (Пс. 15, 8).
Смотри, чтобы не
поразило внезапно слух твой: се, Жених,
изыдите в сретение Его (ср.: Мф. 25, 6). Помни сказанное о дверях, что они
затворены были; поспеши, да не останешься с юродивыми девами. Перейди мыслью
своей от суетного века сего в иной век; оставь земное, взыщи Небесного; оставь
тленное — и найдешь нетленное. Бегай мыслью временного — и приблизишься к
вечному; умри совершенно о Христе Иисусе, Господе нашем.
Если непрестанно
молишься по слову апостола (см.: 1 Фес. 5, 17), то не нужна продолжительность,
когда встаешь на молитву, ибо ум твой весь день пребывает в ней. Когда сидишь
за рукоделием, д!олжно читать или говорить псалмы изустно и в конце каждого
псалма молиться сидя, как, например: «Боже, помилуй мя, окаянного!». Если же
беспокоят тебя помыслы, то прибавь: «Боже! Ты видишь скорбь мою. Помоги мне!».
Но по временам надо вставать на молитву и преклонять колена с подобными же
словами. Поя или читая псалмы наизусть, должно произносить их вслух, если нет
никого поблизости.
Молитва совершенная
состоит в том, чтобы беседовать с Богом, не рассеиваясь мыслями, собирая все
свои помыслы и чувства. Человек входит в такое состояние, когда умрет для всех
людей, для мира и для всего, что в нем находится. И такой ничего не должен
говорить Богу в молитве, как только: «Да будет воля Твоя во мне»,— и иметь в
уме, что предстоит Богу и с Ним беседует.
Воспоминаний о том,
что ты видел, слышал или сделал, ничто не уничтожает, кроме молитвы,
соединенной со смирением, трудами и слезами, с отсечением своей воли.
|