В молитве у каждого свой путь
Почему сегодня, при
таком обилии духовной литературы, мы не видим множества преуспевших делателей
молитвы? Да потому, что все мы стали очень «умными». А на деле получается, что
не умеем применять святоотеческое учение в практической жизни. Если преодолеем
леность, то зачастую остаемся в сетях гордости и самонадеянности.
И еще нужно иметь в
виду, что при занятии молитвой встречаются такие две распространенные ошибки.
Первая — когда мы по каким-либо причинам игнорируем теоретическую сторону
делания. А вторая — когда святоотеческое наставление по приобретению молитвы
воспринимаем так же, как какую-нибудь инструкцию по эксплуатации бытовой
техники, в которой говорится: «Если нажмете на эту кнопку, то будет то-то, а
если вот на эту — то то-то и то-то». Нечто подобное начинаем иногда делать и
мы, учась молитве. Мы думаем, что если закроемся в темной комнате, сядем на
низенький стульчик, прижмем подбородок к груди, сдержим дыхание и так далее —
тогда у нас обязательно пойдет непрестанная молитва.
Вот потому я и
говорю, что мы не должны увлекаться этой «методой». Нам просто нужно понять, в
чем состоит суть молитвенного делания. И в чем же она состоит?
Суть — в нашем
предстоянии пред Богом. Именно Живым Богом, Который зрит на нас. А нам должно
смотреть на себя — на свое окаянство,
непотребство, на свое бедственное духовное состояние — и вопиять: «Помилуй
мя!».
И еще нам нужно
понять, что не бывает одного правила на все случаи жизни. Молитва — это тайна
общения души с Богом, и она не совершается по какой-то «инструкции». Если душа
поняла, к чему она должна стремиться, то она должна деятельно исполнять это, и
Господь будет ее наставлять, просвещать, вразумлять, укреплять, и человек будет
уже идти путем спасения и приближения ко Господу.
Господь подает
каждому человеку свое, как читаем в тропарях: «Глубиною мудрости человеколюбно
вся строяй и полезная вся подаваяй»...
|