Из Слова в Неделю по Рождестве Христовом
<…> Мы можем указать прежде всего на чудное сочетание в лице Богочеловека величия с уничижением, вследствие чего постоянно виден в Нем Сын Божий, славословимый Ангелами, возвещаемый звездою на востоке, по-клоняемый мудрецами, и Сын Человеческий, почивающий в яслях. Спасающийся бегством в Египет. Можем указать на удивительное согласие пророчеств с исполнением, без всякого нарушения свободы человеческой. Каждый действует по своему произволу. Иосиф, например, спешит в Вифлеем, а волхвы — в Иерусалим; и каждый между тем выполняет то, что предусмотрено и предвозвещено за несколько веков, выполняет, нисколько не думая о том. Бешенство самого Ирода давно предсказано и уже оплакано у пророка. Можем указать на примечательное отношение к рождению Спасителя мира самых главных современных событий в тогдашнем мире человеческом. Все, например, совокупилось тогда под единоначалием Августа кесаря, как бы в знамение того, как замечается в одном песнопении церковном, что с явлением Вождя и Главы с неба должно престать многоначалие человеков. Храм бога брани в Риме, бывший столь долгое время отверстым, в это именно время был заключен, как бы в доказательство того, что действительно, как воспевали Ангелы, явился на земли мир. Но что важнее всего, душа верующая, которая знает, что Сын Божий для того вселился во утробу Девы, дабы потом верою вселиться в душу и сердце каждого последователя Своего, нигде не найдет лучшего поучения о том, как человек со своей стороны должен послужить сему благодатному вселению, кроме примера Самой же Пресвятой Девы. Характер Ее и святого Иосифа есть наилучший образец для душ, вож-делевающих таинственного соединения с Господом. <…>
Свт. Иннокентий Херсонский.
Слова и проповеди на праздники Господни
и воскресные дни, на Богородичные праздники, на дни святых,
при освящении храмов и зданий. Единецко-Бричанская епархия,
2006. |