Так что же
такое благочестие?
Благочестивый человек
не может быть представляем иначе, как
постоянно сосредоточенным, устремленным
своим благоговейным вниманием к тому
предмету, который один достоин занимать
его бессмертный дух. Так и наш дух,
предстоящий Господу Иисусу Христу,
непрестанно должен быть занят Им,
сосредоточен сам в себе, всегда бодр,
постоянно готов к неусыпному мысленному
деланию. Только при этом, конечно, и
может жить с нами Христос, и только при
этом и мы бываем действительными и
живыми членами Тела Христова, принимая
непрерывное и деятельное участие в
жизни Главы своей. Всякое рассеяние
мыслей есть уже временное онемение или
омертвение христианина, отчуждение его
от жизни Божией (Еф. 4, 18).
Эта сосредоточенность
духа особенно нужна потому, что завистник
блаженства и ненавистник нашего
совершенства никогда не дремлет и
пользуется каждым, даже самым
кратковременным, случаем нашей
рассеянности, чтобы привязать к душе,
не владеющей собой, нить его погибельных
помышлений или набросить на сердце его
темное и нечистое чувство, от которого
мы не скоро освободимся. Будучи учащаема,
рассеянность может обратиться в
постоянную привычку, а затем, лишив дух
благодатного общения с Господом и Богом,
может, как говорит Писание, его угасить
(1 Сол. 5, 19) и существо бессмертное, немного
умаленное пред Ангелами (Пс. 8, 6) обратить
в скота несмысленного (Пс. 48, 13).
Сосредоточенность духа
знаменует себя во всех действиях человека
строгой внимательностью, в частности
же, относясь к предметам настоящего,
обнаруживается зоркостью, будущего —
предусмотрительностью, к явлениям мира
внешнего — сообразительностью, к
составу, ходу и порядку внутренней жизни
— неизменной правильностью; в исследованиях
выказывается глубокомыслием, в убеждении
— непреклонностью, в деле — силой.
Самососредоточенный дух есть поистине
и по всей справедливости слова дух —
дыхание Божие, олицетворенное и
вочеловеченное, видимый и разумеемый
образ невидимого и непостижимого Бога...
...Сосредоточенность
духа необходимо должна наложить на
христианина печать важности. Христианина,
проникнутого верой в соприсутствие
Христово, не в силах отнять у Бога никакая
приманка суеты. Он не уступит никакому
пустому и безнравственному делу своего
посвященного Богу духа, не отдаст сердца
своего даже и так называемому «невинному»
развлечению. Его слово всегда есть слово
веры, правды и святыни, его взор —
глубокий и бесстрастный — всегда есть
взор молитвы, сокрушения о грехах и
радования о Господе; выражение лица его
строгое и благоговейное; обращение с
другими, в лучшем смысле слова, благородное,
всегда себе равное и искреннее. Печать
неотступной заботы душевной и тайной
скорби по лучшей жизни должна лежать
на всем существе истинно благочестивого
человека. Одним словом: не себя он должен
выказывать, а Христа, Которого, по отзыву
Святого Предания, никто не видел
смеющимся, а плачущим видели часто.
Важность, выражаемая твердостью убеждений
и нравственных правил, называется у нас
степенностью; направленная к обузданию
беспорядочных порывов плоти и духа
является строгостью; ревнующая о правде
жизни и достоинстве человека — честностью;
заботящаяся о христианском приличии —
скромностью; отвращающаяся и
попечительности, и расчетливости
житейской — возвышенностью духа, а
борющаяся с собственным самолюбием
человека — величием души!..
Именно к вам, ревностные
христолюбцы, тяжелым и скучным для
легкомысленного мира, не в меру важным,
не в пору печальным и для утех его жизни
непригодным, относится апостольское
слово: если злословят вас за имя Христово,
то вы блаженны, ибо Дух Славы, Дух Божий
почивает на вас. Теми Он хулится, а вами
прославляется. Только бы не пострадал
кто из вас, как убийца, или вор, или
злодей, как посягающий на чужое; а если
как Христианин, то не стыдись, но
прославляй Бога за такую участь. Ибо
время начаться суду с дома Божия; если
же прежде с нас начнется, то какой конец
непокоряющимся Евангелию Божию? (1 Пет.
4, 14–17.)
Архимандрит
Антонин (Капустин) |