Духовное наследие преподобного Сергия
Кроткий и смиренный, преподобный Сергий
явился носителем высокой духовной
культуры. По его благословению получили
начало или развились целые направления
просвещения на Руси. Изучение «Школы
преподобного Сергия» служит ключом к
пониманию многих культурно-исторических
явлений нашей родины.
Так, он благословил
своего любимого ученика Афанасия
(преподобного Афанасия Высоцкого
старшего.— Прим. сост.), родом из Ростова,
на игуменство в монастыре в честь Зачатия
праведной Анной Пресвятой Богородицы
«на Высоком», под Серпуховом (в 1374 г.), а
затем послал его в Константинополь (в
1382 г.).
В восприятии опыта мастеров, прибывших
из Византии в монастырь преподобного
Афанасия Высоцкого: каллиграфов, певцов,
иконописцев, зодчих — несомненно
выразилось понимание преподобным
Сергием Радонежским византийской
истории и его давнее желание наследовать
ее культурно-историческое богатство.
Еще в ранней юности он был свидетелем
того, чем был богат «Григорьев затвор»
Ростовского кремля, где он, как боярский
сын, несомненно бывал. В этом греческом
монастыре святителя Григория Богослова
богослужение с XII века
совершалось так же, как во многих
греческих монастырях. Греческие монахи
не могли не оставить в душе будущего
строителя Дома Живоначальной Троицы
того лучшего, что они принесли с собой.
Особо следует сказать о монастыре
преподобного Афанасия Высоцкого. Именно
туда преподобный Сергий в 1374 г. направил
пришедшего к нему из Юрьева юношу,
несмотря на слезные просьбы принять
его в Троицкую обитель. Преподобный
поручил своему ученику воспитать юношу
«на Высоком», ибо провидел в нем своего
преемника, будущего строителя Дома
Живоначальной Троицы. Преподобный
Афанасий Высоцкий совершил монашеский
постриг этого юноши и нарек его Никоном…
…Насколько безошибочно было умение
преподобного Сергия видеть талант
своего ученика и развить его, можно
судить по тому, сколь высоким был уровень
культурной и духовной зрелости, которую
проявил преподобный Афанасий Высоцкий
в те недолгие годы, когда создавалась
его обитель. Об этом свидетельствуют
«Пандекты Никона Черногорца», рукопись
1381 г… «Высоцкий чин», который преподобный
Афанасий прислал в свой монастырь, а
также рукописи, присланные им на Русь
— в монастырь «на Высоком», в Саввин
Сторожевский монастырь, в его родную
обитель…
В книгах Троице-Сергиевой Лавры мы
находим ключ к пониманию многого в
жизни, речах, действиях столь скупых на
слова русских людей прошлого. Яснее
становится, каков был путь, следуя
которым, люди того времени достигали в
жизни и творчестве такой гармонии духа.
Два автора — воспитатели духа — особо
привлекают иноков XIV и XV веков. Они
неутомимо переписывают «Лествицу»
преподобного
Иоанна Лествичника и «Душеполезные
поучения» Аввы Дорофея. Более того,
«Лествица» и «Поучения» Аввы Дорофея
нередко списывались в одну книгу.
По внешним признакам — по стилю и
писательским приемам, по характеру
авторов, по тем сторонам жизни, которые
они освещают,— эти книги не сходны. И
только углубившись в существо высказываемых
мыслей и обдумав даваемые ими указания,
понимаешь, насколько тесно они спаяны.
Эти книги являются своего рода
определителем «Школы преподобного
Сергия»…
Если вникнуть в содержание этих книг,
оставляя в стороне внешнюю форму —
форму наставления монахам, то можно
убедиться, что едва ли есть в мировой
литературе столь удачно выполненная
задача — указать путь к духовному
устроению души, к красоте духа, к царству
любви, стремление к которому заложено
в глубине каждого человека. Такова
светлая убежденность авторов.
Архимандрит Иннокентий (Просвирнин)
|