Камни на пути
во Святое Святых
«Имение» — слово емкое,
само по себе большое. Имение — это все,
что человек имеет, что считает своей
принадлежностью: от малейших проявлений
его души и тела до всего существующего
в Божием мироздании, что только решает
он признать своим. Этими присвоенными
плодами дел Божиих человек живет… Все
человеческое общество — это великая
галерея типажей, каждый из которых —
лицо своего имения. На Страшном суде
человек будет проходить по делам своего
имения. И по тому, каков он был в своем
имении, решится судьба его вечного
бытия.
«Я — мое имение» —
единый организм нашего грехобытия. Вот
почему всякое посягательство извне на
наше имение, от кого бы оно ни исходило,
пусть даже от Самого Христа, вызывает
в нас взрыв самообороны. И человек-имение
становится на защиту своей жизни не
только когда ему предлагают продать и
раздать свое большое имение, но и когда
с ним начинают судиться, чтобы взять у
него рубашку, и когда принуждают его
идти с кем-то одно поприще, и когда просят
у него дать, и хотят занять (Мф. 5, 40–42),
и когда кругом враги так и смотрят, как
бы оторвать у него кусок его драгоценного
«я».
Человек-имение — это
сам в себе замкнутый мир. Мир, пребывающий
во имя свое (Ин. 5, 43). С позиции правды
Божией невозможно представить, как в
Божием мироздании, Отцом содержимом,
Сыном и Духом Отцовым исполняемом, может
организоваться и пребывать самостоятельный,
самобытийный мир. В Божественном мире
такого нет и быть не может. Зато нам,
представителям этого, падшего мира,
иногда выглядывающим за границы своих
имений, невозможно представить, что в
Божием мироздании нет ни заборов, ни
границ. У нас все разграничено так, что
человеку из имения российского не только
неведомо, но и совершенно безразлично,
что происходит с человеком из имения
индийского или австралийского. Хотя,
зачем так далеко заглядывать — ему
неизвестно, что творится в имении его
соседа; неизвестны дела в имении его
супруги и его собственных детей...
...И если спросить кого
из христиан, несет ли он свой крест, то
каждый ответит: «Конечно, несу!» И сообщит
о претерпевании им такой совокупности
лишений, бедствий, скорбей и страданий,
какие вам и не снились. Но если этот же
вопрос задать по-другому: «Ты Божии дела
исполняешь?» — вряд ли он скажет что-либо
вразумительное. Мы — исполнители своих
дел и носители своих имений. Все содеянное
Богом, весь заготовленный Им и
предоставленный нам материал для
строительства общего дома — Тела
Христова, мы растащили для сооружения
своих тел-имений.
Несомненно, все исходящее
от Бога есть благо, и все деяния Его
исполнены премудрости. Но каким бы ни
был сладостным процесс вкушения дел
Божиих, есть одна опасность оставившему
пищу исполнительскую ради пищи
потребительской. Опасность, о которой,
как ни парадоксально, предупреждал
человека его убийца: будете, как боги,
знающие добро и зло (Быт. 3, 5). Как боги —
это далеко не боги.
Главное, что теперь
человек сам себе отец и для него не
существует одного для всех отца — Отца
Небесного (Мф. 23, 9). Человек теперь сам
«вседержитель» и «творец» своего имения.
Правда, как отец-одиночка, без сына, и
без духа, без тех, кем и совершается
творчество, сотворить он ничего не
способен. Однако отцовское самосознание,
требующее своего выражения, находит
«выход» из безвыходного положения.
«Выход» удобный и простой, открывшийся
все тем же познанием зла. Оказывается,
можно жить ложью: не будучи Богом, быть,
как боги; не будучи Творцом, быть, как
творец; пребывая среди плодов Божиих
дел, можно пользоваться ими, как своими
собственными, что и называется теперь
у нас «творчеством». Но беда даже не в
том, что собственность Божию человек
стал считать своей. Беда в том, что дела
Божии, приятные для глаз и вожделенные
по сути (Быт. 3, 6), в сознании новоявленного
«творца» преобразились в сплошной
«терновник и волчцы» (Быт. 3, 18). Для
человека дела Божии теперь исполнены
какими-то непонятными идеями и невыносимым
светом.
Иеродиакон Серафим
(Чуркин)