О любви к
ближнему
Любовь представляет
тебе, возлюбленный, ближнего, как тебя
самого, и научает тебя радоваться его
благополучию, как твоему собственному,
и чувствовать его несчастия, как твои
собственные. Любовь соединяет многих
в одно тело и делает души их жилищами
Святого Духа, потому что не в разделенных
друг от друга, но в соединенных по душе
может обитать Святой Дух. Любовь делает
общими для всех блага каждого, как
говорит книга Деяний: народу же веровавшему
бе сердце и душа едина, и ни един же что
от имений своих глаголаше свое быти, но
бяху им вся обща... даяшеся коемуждо,
егоже аще кто требоваше (Деян. 4, 32, 35).
Таким образом, есть ли
какая стена столь твердая и столь
недоступная для нападения врагов, как
общество любящих друг друга и связанных
единодушием? Оно отражает самые козни
диавола, и весьма естественно. Восставая
против него вместе друг с другом и не
становясь вместе с ним друг против
друга, такие люди бывают непобедимы его
ухищрениями и воздвигают блистательные
трофеи любви. И как струны лиры хотя
многочисленные, но настроенные согласно
производят приятнейшие звуки, так и
объединенные единодушием издают
благозвучный глас любви. Поэтому Павел
и советует мыслить и говорить согласно
и считать других превосходнее себя,
чтобы тщеславием не уничтожить любви,
но, уступая почести другим, жить в
единодушии. И еще он говорит: ...любовию
работайте друг другу, ибо весь закон в
единем словеси исполняется, во еже:
возлюбиши ближняго твоего якоже себе
(Гал. 5, 13–14).
Любящий желает не
подчинять только, но и подчиняться, и
более радуется подчиняясь, нежели
начальствуя. Любящий желает лучше
благодетельствовать, нежели получать
благодеяния, потому что желает лучше
иметь друга должником своим, нежели
самому быть должным. Любящий желает
благодетельствовать возлюбленному, но
не хочет, чтобы были видны его благодеяния:
желает быть первым в благодеяниях, но
не хочет, чтобы он казался первым в
благодеяниях…
Святитель Иоанн
Златоуст |