Душа очищается
добрыми делами
Хотя Господь знает
недоброжелательство фарисеев, однако
же обедает с ними по тому самому, что
они были лукавы и нуждались в исправлении.
Ибо для того Он обедает с ними, чтобы
иметь повод к улучшению нравов их.
Например, и теперь, смотря на их обычай
— омываться перед вкушением пищи,
научает, что душа должна быть очищена
добрыми делами, ибо полоскание водой
очищает не душу, а тело. Посему Господь
воспользовался примером чаши. И так как
время было вкушать, Он упоминает о чаше
и блюде и, заимствуя свидетельство от
того, что лежало перед глазами, убеждает
фарисея, что как нет никакой пользы,
если чаша снаружи чиста, а внутри
наполнена всякой грязью, так нет никакой
пользы и в том случае, если при омовении
тела душа исполнена всякой нечистоты,
например хищения и лукавства.
Господь сделал намек
на две господствовавшие страсти иудеев:
словом хищения — на любостяжание, словом
лукавства — на зависть и следствия
зависти. Итак, нет никакой пользы, если
душа находится в таком состоянии.
Неразумные! Не Тот же ли сотворил и душу,
Кто сотворил тело, на котором вы так
много останавливаетесь? Посему вы должны
и душу очищать.
Потом научает их, как
очистить внутренность, именно: через
милостыню. Смотри, как Он, указав на
милостыню, врачует обе страсти их,
разумею зависть и хищение. Ибо кто
истинно милостив, тот не будет ни похищать
у того, кому он творит милостыню, ни
завидовать ему. Итак, поскольку Он
порицал в них две страсти, то изгоняет
их одним лекарством — милостыней,
которая есть первая дверь боготворящей
любви. А где любовь, там какое любостяжание
и зависть?
Из того, что у вас есть...
То есть от имения. Сказал: у вас, потому
что имение находится в сердце
любостяжательного и господствует в
нем. Почему и Давид заповедует не
прилагать, то есть не пригвождать, не
привязывать сердца к богатству (Пс. 61,
11).
Блаженный
Феофилакт Болгарский
по календарю "Школа благочестия, 2011 год
|