О Божественной
литургии:
Троица
Единосущная и Нераздельная
Великий вход — это вход
Богочеловека в историю и явление Его
миру. Те, кто Его встречает, кто идет за
Ним на Голгофу, входят за Ним во Святое
святых. Отложив житейские попечения, с
«чистым помышлением» идут они вместе
с Господом, сораспинаются с Ним и
соумирают для мира, да «живут с Ним».
Верные должны вознести
свои сердца, чтобы войти туда, где Сын
сидит со Отцом. Однако для того чтобы
они смогли осуществить это возношение,
они должны иметь «благодать Господа
Иисуса Христа, и любовь Бога и Отца, и
причастие Святого Духа»...
Совершается неизреченное
таинство — дело, которое Отец возложил
на Сына и которое Сын совершил, действуя
и в нас (Ин. 17, 4, 6). Мы, изображающие
таинственно Херувимов, поем теперь
вместе с ними победную песнь: «Свят,
Свят, Свят Господь Саваоф...». Этим
Троическим исповеданием народ Божий
поставляется в центр Таинства Троического
домостроительства, ибо в нем Отец,
движимый Божественной любовью, приносит
Сына человеку; Сын, придя в мир, предается
— вернее, Сам Себя предает — за жизнь
мира, и Дух Святой ниспосылается Отцом,
претворяя и освящая приношение.
В этот высочайший момент
литургии соединяются и соприсутствуют
вместе прошлое, настоящее и будущее:
Совет Отчий о принесении Сына — тайны,
леты вечными умолчанныя (Рим. 14, 24); дело
Сына, уже совершенное (крест, гроб,
воскресение, вознесение), совершаемое
(одесную сидение) и имеющее совершиться
(Второе и славное пришествие); Сошествие
Святого Духа Животворящего, Который
освящает нас и «предлежащая Дары сия».
Сошествие Святого Духа
в день Пятидесятницы — это ответ Бога
Отца на призывание первого Евхаристического
священнодействия двенадцати учеников…
…Божественная Евхаристия
— это Таинство животворящего присутствия
Святого Духа. Когда Своей освящающей
силой Пресвятой Дух претворяет хлеб и
вино в Тело и Кровь Христовы, то
одновременно Он снисходит и на верующих.
Именно поэтому участие верующих в
Евхаристической вечере совершается в
«общении Святого Духа». Те, кто приступает
к Трапезе, которая «изобилует множеством
благ, и вкушает Тела и Крови Владычних,
становятся жилищем Духа» (святитель
Иоанн Златоуст). За этой Трапезой
находится Сам Господь, Который, принося
Пресвятое Свое Тело и Кровь, питает и
напояет нас Святым Духом. Трапеза
исполнена Духа, и поэтому участвующие
в ней приобщаются Его. К причащающемуся
приходит Христос и обитает в нем, и
Святой Дух осуществляет дивные
превращения. И таким образом, Святая
Чаша становится Чашей, напояющей нас
(Пс. 22, 5).
Совершение Евхаристического
Таинства составляет явление Троического
домостроительства: Отец благоволит к
Жертве Сына и принимает ее, Сын приносит
ее и приносится в ней, Дух Святой освящает
и совершает ее.
Собрание верующих в
храме для совершения Божественной
Евхаристии являет единство Тела Христова
— Церкви. В храм мы собираемся не для
того, чтобы молиться каждому индивидуально,
а чтобы именно явить Таинство Церкви.
Таково новое состояние
мира — новая тварь. Творец и творение,
Ангелы и люди, живые и усопшие составляют
общее торжество. Одна Евхаристия, общая
трапеза, один Владыка. Иисус Христос
распялся, чтобы и рассеянных чад Божиих
собрать воедино (Ин. 11, 52).
Иеромонах
Григорий
Школа молитвы
Афонские уроки |