Славная судьба
Предтечи Господня
На самой середине жизни,
проводимой в строжайшем исполнении
закона Божия, перед самым пришествием
Царствия Божия в силе,— вдруг лишиться
жизни, в угождение бесстудной любодейцы
отдать главу свою на блюдо спекулатора,
чтобы она служила зрелищем среди
безумного пира? Может ли быть участь
плачевнее сей участи? Кого же постигла
такая участь? Святейшего проповедника
истины и добродетели, Предтечу и
Крестителя Сына Божия, того, более коего,
по свидетельству Самой Истины, не
воставал, никто в рожденных женами (Мф.
11, 11). Боже мой, что же после сего значат
наша жизнь и смерть?.. Верно, братие, не
так должно взирать на жизнь и смерть,
как мы обыкновенно взираем; видно, у
Творца нашего есть другие законы, по
коим величайший праведник может скончать
земное течение свое так, как скончал
его Иоанн, напротив, величайший грешник,
каков Ирод, может не знать печали, слез
до самого конца своего…
Пути Промысла Божия,
попустившего злодеяние, оказываются
премудрыми и благодетельными. Иоанн
имел уже много венцов за многие подвиги
и дела свои, ему дается еще новый венец
— мученичества, и вместе с тем новое,
великое поручение — быть Предтечею и
провозвестником Спасителя во аде для
всех, ожидавших там Его пришествия. Как
славно было явиться Иоанну в соборе
всех усопших от века с радостною вестью
о том, что час искупления приблизился,
что через малое время грядет в след его
Тот, который должен сокрушить главу
змия и разрушить державу ада и смерти!
Без сомнения, тогда — а это было тотчас
после кончины — мученическая смерть
его в темнице от спекулатора казалась
ему мгновенным исшествием из чертога
царского для исполнения чрезвычайных
велений Господа славы. Когда возлежавшие
на нечестивой трапезе Иродовой смотрели
с тайным ужасом на главу Крестителя на
блюде, этот Креститель стоял уже во
славе небесной пред сонмом праведников
и возвещал им событие того, чего они
ожидали от века.
Святитель
Иннокентий Херсонский |