О простоте веры и лукавстве неверия
Спорит простота веры с лукавым неверием (Ин. 9, 1–38). Вера, пришедши к прозревшему слепцу, просветила умные очи его, и он ясно зрит истину. Смотрите, как у него все логично.
Спрашивают его: ты что о Нем, даровавшем зрение, скажешь?
Пророк есть, ответил он, то есть посланник Божий, обладающий силой чудодейственной.
Непререкаемый верный вывод! Но образованность книжная не хочет видеть этой верности и ищет уклониться от последствий ее. А так как это не удавалось, то она обращается к некнижной простоте со своим внушением: даждь славу Богу; мы знаем, что Человек Сей грешен есть.
Простота веры не умеет связать этих понятий — грешность и чудодейственность — и выражает это открыто: не умею сказать, грешен ли Он; одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу через Него.
Что можно сказать против такого неведения? Но логика неверов упряма и при всей очевидности не стыдится утверждать, что не знает, откуда есть Отверзший очи слепому. О сем дивно, говорит им здравая логика веры, яко вы не весте, откуду есть, и отверзе очи мои. Вемы же, яко грешники Бог не послушает, но аще кто богочтец есть и волю Его творит, того послушает. От века несть слышано, яко кто отверзе очи слепу рождену. Аще не бы был Сей от Бога, не мог бы творити ничесоже.
Казалось бы, после этого ничего не оставалось, как преклониться перед силою такого заключения. Но книжная ученость терпеть не может здравой логики веры и изгнала ее вон…
Поди теперь доказывай истину веры тем, у которых ум растлился от упорства в неверии. Неверы всех времен — люди одного покроя.
Святитель Феофан Затворник
Вера не принимает умозаключений не потому, что они безрассудны, но потому, что она превосходит всякое размышление.
Святитель Иоанн Златоуст
|