Евангелие от
Иоанна
Как гласит предание,
четвертое Евангелие написано Иоанном
по просьбе ефесских христиан или даже
малоазийских епископов. Они принесли
ему три первых Евангелия и просили его
дополнить их речами Господа, которые
они от него слышали. Святой Иоанн
подтвердил истинность всего написанного
в этих трех Евангелиях, но нашел, что
многое необходимо добавить к их
повествованию, в особенности изложить
пространнее и ярче учение о Божестве
Господа Иисуса Христа, чтобы люди с
течением времени не стали думать о Нем
только как о Сыне Человеческом. Это тем
более было необходимо, что к тому времени
уже стали появляться ереси, отрицавшие
Божество Христово — евиониты, ересь
Керинфа и гностики.
Характерная отличительная
черта Евангелия от Иоанна ярко выражена
в том наименовании, которое давалось
ему в древности. В отличие от первых
трех Евангелий оно по преимуществу
именовалось «Евангелием духовным». Это
потому, что первые три Евангелия
повествуют главным образом о событиях
земной жизни Господа, а Евангелие от
Иоанна и начинается с изложения учения
о Его Божестве, и далее содержит целый
ряд самых возвышенных речей Господа, в
которых раскрывается Его Божественное
достоинство и глубочайшие тайны веры,
каковы, например, беседа с Никодимом о
рождении свыше водою и Духом и о таинстве
искупления, беседа с самарянкой о воде
живой и о поклонении Богу духом и истиной,
беседы о хлебе, сшедшем с небес, и о
Таинстве причащения, о пастыре добром
и особенно замечательная по своему
содержанию прощальная беседа на Тайной
Вечере с заключительной дивной так
называемой первосвященнической молитвой
Господа. Здесь мы находим и целый ряд
свидетельств Господа о Самом Себе как
о Сыне Божием. За учение о Боге Слове и
за раскрытие этих глубочайших и
возвышеннейших истин и тайн нашей веры
святой Иоанн получил почетное именование
Богослова.
Архиепископ
Аверкий (Таушев)