Блаженны нищие духом
Врагу рода человеческого удалось возвести вторую в мире Вавилонскую башню — не из кирпича и камня, а из ложных учений. Но, когда исполнилось время, явился Человеколюбец Бог Слово, чтобы обличить дела диавола. Не для того чтобы перестроить и исправить, но чтобы сотворить новое. Не для того чтобы залатать ветхие одежды, но чтобы
облачить человека в новые одеяния, чтобы полностью перевернуть систему его ценностей.
Когда это случилось, народ во множестве пошел за Иисусом, с обеих сторон озера и с обеих сторон реки Иордан, с вершин гор иудейских и
с цветущих лугов галилейских. Увидев столько народа, следующего за Ним, Он поднялся на гору над деревней Магдала, которая потом была на
звана Горой Блаженств, потому что на ней в тот день Господь Своими устами изрек перед народом новое учение:
Блаженны нищие духом, ибо их
есть Царство Небесное (Мф. 5, 3). Так одним взмахом секиры Иисус пора
зил корень всех зол — гордость. А гордость есть первородный грех сатанинский, которым отец лжи заражал людей, наполнял их дыханием зла,
словно воздушные шары, чтобы вскоре проколоть и растоптать. Гордый
человек думает, что летит, и тогда, когда ползет, в своем самодовольстве
презирая и людей и Бога. А нищий духом смирен, постоянно недоволен
собой, стыдится себя перед людьми и боится Бога. Поэтому он совершенствуется и прорастает, как живое семя изпод земли, пока не дорастет до высот Царства Небесного, которое таковым принадлежит. На место человеческой гордости, которую сатана сделал фундаментом своей
Вавилонской башни, Иисус поставил смирение как фундамент Своего
Царского чертога — Церкви Христовой.
Блаженны плачущие, ибо они утешатся (Мф. 5, 4). Слезы гасят гнев, утоляют жажду мести, отвращают от убийства, исцеляют от гордости, живят сердце. Смиренный полон слез, покаяния, сострадания и милосердия; он люб Господу, и Господь дает ему утешение и здесь, во времени, и
там, в вечности…
…Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю (Мф. 5, 5). Гордые и над
менные люди, ученики сатаны, дерзко отнимающие чужое, умножающие
свое имущество, расширяющие свое имение или государство, в конце
концов теряют все и нищими приходят на Суд Божий. А кроткие дороги
и Богу и людям. Им дается и то, о чем не просили. Они наследуют земное
имение гордых и получают «новую землю», то есть Царство Божие.
...Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся (Мф. 5, 6). Правда и истина — от Бога, так же как неправда и ложь — от диавола.
Быть алчущим и жаждущим правды — значит быть алчущим и жаждущим
Бога. Поэтому народ на Горе Блаженств, глядя в лицо Господа Иисуса
Христа, видя свет воплощенной правды и истины, насыщал свою жажду
щую и алчущую душу. А в ином мире созерцание лица Его будет выс
шим и вечным наслаждением.
...Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут (Мф. 5, 7). Милосердие — рай в душе, а немилосердие — ад. Устроитель ада вселял в души людей страх, внушая, что им мало в жизни того, что имеют, что им нужно
иметь еще и еще, чтобы вынудить их отнимать, а не отдавать, заставить
эгоистично беспокоиться только о себе. Внушая такие помыслы, он многих сделал гражданами ада, в котором плач и скрежет зубовный. Милостивый же отдает, и Господь милует его и воздаст ему сполна: на Суде он будет помилован и его грехи будут прощены.
...Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят (Мф. 5, 8). Сердце человека — этот драгоценный сосуд жизни, это отражение Бога — сатана превратил в мутный источник всякой похоти, греха и порока. Тщетно сатанизированные культуры омывали и очищали человека только снаружи:
смрад нечистоты сердечной задушил их и увлек в геенну. Небесная логика требует сначала очистить сердце, чтобы оно исцелилось от слепоты и узрело Бога. А созерцание Бога и есть вечная жизнь и царство, радость и сладость, превосходящие всякое человеческое представление…
Свт. Николай Сербский,
Библейские темы |