Святая любовь
Любовь, пламя которой
брошено Христом в душу человека, имеет
удивительное свойство: она поведет его
по никому другому не доступным безднам
и высотам; даст ему перебороть всякое
страдание и даже смерть; бросит его
множество раз в неописуемую беспредельность,
где он будет «один», томясь увидеть
снова Свет возлюбленного Бога.
Таков процесс очищения
нашей природы, зараженной люциферическим
ядом. Путь Христа ведет от относительного,
вечно колеблющегося рода бывания к
безотносительному, непоколебимому
Царству. Духу человека свойственно быть
беспокойным в условиях отрезанности
от совершенной любви Отчей — последствия
падения. Образ Бога — человек ищет
святого, непреложного, абсолютного
Блага. И кто сможет описать любовь к
Нему? Где обретаются слова, могущие
показать хотя бы тень того горя, которое
испытывает душа от разлуки с Богом?
И ничто иное, как только
святая любовь, источает слезы из сердца
христианина. Писание говорит, что Иисус,
возлюбив Своих сущих в мире, до конца
возлюбил их (Ин. 13, 1). И лишь этим до конца
объясняется Его кровавый пот в молитве
Гефсиманской. Там, где нет любви, нет
слез, хотя бы аскетический подвиг
принимал крайние формы: интенсивные
медитации, длительные посты, суровые
условия жизни в удалении от прочего
мира. Примеров тому немало и на Западе
христианском, и на нехристианском
Востоке.
Когда смиренный дух
владеет нами, тогда льются слезы из
глубины сердца. Об этом плаче говорит
Христос: Блаженны плачущие, ибо они
утешатся (Мф. 5, 4). Каким утешением? В
данном случае — утешением, исходящим
от Духа Святого, Которого Христос
именовал Ут!ешителем; утешением не
психологического или физиологического
порядка, но онтологического, относящегося
к Божественной вечности…
…Когда рука Божия,
озарив сначала нас Светом, ставит нас
на новый, дотоле неведомый «высокий»
путь, то там мы встретим две грандиозные
ступени: имя одной — «ад покаяния»,
другой — «ад любви». Покаяние связано
с двумя заповедями — наибольшая из них:
Возлюби Бога всем сердцем, всею душею,
всею крепостию, всем помышлением (ср.:
Лк. 10, 27). Мы не имеем сей любви, и велик
для нас труд, чтобы стяжать ее. Следующая
ступень, не менее болезненная, стоит в
зависимости от второй заповеди: Возлюби
ближнего, как самого себя (ср.: Лк. 10, 27).
Господь не совершил ни единого греха
(ср.: Лк. 23, 41) и потому не имел нужды в
покаянии. Но, взяв на Себя грех мира (Ин.
1, 29), Он сходил во ад любви к ближнему, и
сходил до последних глубин, то есть до
предельных измерений второй заповеди.
Мало кто из людей познает сей ад, потому
что мало в нас любви к ближнему, то есть
ко всякому сочеловеку, ко всему от века
множеству людей. Божественная любовь
Христа истощает себя в служении именно
всему человечеству от Адама до последнего,
имеющего родиться от женщины. Он положил
душу Свою за друзей и врагов. Если мы
уразумеем подлинный смысл второй
заповеди, то увидим, что мы еще не начинали
нашего покаяния. А если бы было нам дано
жить ее в возможной для нас полноте, тогда мы познали бы Единого Бога в Трех
Ипостасях и наше бессмертие (Мф. 16, 28).
...Плоть всегда налагает
некий покров несовершенства и неведения.
Однако при целостной вере, свободной
от колебаний и сомнений, благодать Духа
Святого дает горячо кающимся и опыт
схождения во ад, и опыт ада любви, и
воскресения души еще в границах жизни
в этом теле.
Архимандрит
Софроний (Сахаров)
|