Главная
Наши контакты
Подворье сегодня
Расписание богослужений
Часто задаваемые вопросы
История подворья
Троицкая школа
Интернет-магазин
Издательство
Хоровая деятельность
Интервью, статьи
Проповеди
Фотогалерея
Видеоканал на Youtube
Поиск по сайту
Изречения Святых Отцов
Святитель Филарет Московский
Иконы Пресвятой Богородицы
Жития Святых
Чтение Псалтири на Подворье
Душеполезные чтения 2017
Авторизация


Забыли пароль?
Вы не зарегистрированы?
Регистрация
Главная arrow 2014 год arrow Колокола и звоны: Россия и Европа
Колокола и звоны: Россия и Европа

В Издательстве Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры вышел в свет новый диск «Колокола и звоны: Россия и Европа».

Русский философ, богослов и музыковед Владимир Николаевич Ильин (1891–1971) в своей статье «Эстетический и богословско-литургический смысл колокольного звона» писал: «Вкус к колокольному звону, богатство колокольных композиций (рисунков звона) и понимание смысла того языка, которым говорит колокол, вполне соответствует высоте, глубине и красоте православно-русской литургики, в которой колокольный звон, наряду со знаменным распевом, составляет существенный момент». Записи из разных разделов диска позволяют ощутить разницу между православными уставными звонами, имеющими в качестве своих истоков древнюю традицию этого искусства, их авторскими «отголосками» (концертными звонами на колоколах и билах, где в значительной степени превалирует личная фантазия звонаря-исполнителя), и почувствовать принципиальное отличие русских звонов от звучания колоколов европейских церквей и карильонов. Виртуальные композиции, произведения современных высоких технологий, созданные путем чередования и наложения тембров нескольких колоколов в определенной ритмической последовательности, могут быть полезны звонарям для составления традиционных трезвонов.

Доктор искусствоведения Анна Гусева

Вдумаемся в ряд синонимических для нас понятий: колокольный звон – церковный звон – православный звон. Их значение на первый взгляд является родственным. Но, по сути, каждое из них самостоятельно. Смысл, который несут в себе эти звуки, будет неодинаков. Колокола могут звучать в оркестре, могут быть частью мемориала-памятника (вспомним Хатынь или Бухенвальд). Церковные колокола европейских соборов сконцентрируют наше внимание на проповеди Святого Евангелия, но само звучание этих звонов будет непривычно нашему слуху. То же можно сказать и о звучании карильона – колокольного органа, в далекие времена являвшегося полностью церковным инструментом.

Православный звон – звон Православной Церкви – заметная частица богослужения, символическая бессловесная проповедь, не дающая утонуть в нашей житейской суете и указывающая путь к спасению, призывающая на молитву и объединяющая собой наши города и веси для ее совершения.

В нашем современном мире мы встречаемся с большим разнообразием звонов. Для того, чтобы научиться ориентироваться в этих звуках, мы предлагаем познакомиться с ними, внимательно прослушивая и сравнивая их между собой. Все многообразие звонов, собранных на диске, представлено в следующих разделах:

· традиционные звоны, исполняемые за богослужением в православных храмах;

· концертные звоны, исполняемые на фестивалях и концертах;

· виртуальные звоны, созданные с помощью современных технологий, с участием тембров реальных колоколов;

· церковные звоны христианских церквей Европы;

· колокольные композиции карильонов.

 
Назад Назад


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите ее мышкой и нажмите Shift+Enter
 
їїїїїї.їїїїїїї