Освящение
артоса
Возвышеннее священнодействий
церковных мы ничего не знаем в мире, и
вот мы видим, что среди Таинств,
жертвоприношений и молитвословий от
имени Церкви с ее благословением и с ее
молитвой нам раздается хлеб!
К чему и
почему делается это необычное раздаяние?
Ответ на это не иначе может быть сделан
и во всей силе осознан, как только в
обществе любящих Господа Иисуса Христа,
в обществе во имя Его тесно соединенных
между собой учеников Христовых. Ежедневно
по славном Воскресении Господа ученики
его собирались вместе на общую трапезу
и, наученные внезапным таинственным
появлением Его и ядением перед ними в
первый день, оставляли незанятым Его
обычное на трапезе место, полагая перед
ним хлеб. Можно представить, что это
была за трапеза, преисполненная
благоговения, умиления, богомыслия,
веры, надежды и любви! Этот хлеб,
остававшийся неприкосновенным, освящаемый
и благословляемый невидимым присутствием
Христа, был, есть и пребудет вовеки тот
самый хлеб, или артос (как звали его на
своем языке христиане первых времен),
который мы получаем сегодня из рук
служителей алтаря Господня.
В нем нет
ничего, вещественно преизбыточествующего
перед обыкновенным хлебом, но он по
преимуществу есть хлеб Христов: этого
достаточно, чтобы мы приняли его с живым
чувством радости, благодарности, любви
и бесконечной приверженности ко Господу.
...Приходящего ко Мне не изгоню вон,—
говорил Господь (Ин. 6, 37). А что же мы
делаем, простирая руки к Его хлебу, как
не к Нему грядем, Подателю жизни и всяких
благ? Приими Христов хлеб, христолюбец,
раздели радость апостолов, освяти им
свою трапезу, сделай ее вечерей любви,
а дом свой — Сионской горницей и не
сомневайся, что твой хлеб насущный
обратится для тебя в пищу, пребывающую
в жизнь вечную (Ин. 6, 27).
Архимандрит
Антонин (Капустин)
|