Поучение отца
Онуфрия, духовного наставника старца Хрисанфа,
в Неделю о Фоме
В Неделю о Фоме старец
Онуфрий завел со мной беседу. Среди
прочего мы начали говорить и о смысле
евангельского чтения в Неделю о Фоме.
— Ты понимаешь, что тут
написано? Вечеру сущу, Господь преподал
святым апостолам Духа Святого, а с Ним
власть вязать и решить грехи человеческие.
Я стал твоим духовным наставником.
Обещай мне, что будешь слушаться меня
и в самой малости. Тогда я сразу же начну
тебе рассказывать о высоких догматах.
Фома зовется «близнецом»,
так и монах крещен дважды. В первом
крещении он расстался с праотеческим
грехом, а во втором вознесся к высотам
созерцаний. Фома нетерпеливо желал
увидеть Господа нашего Иисуса Христа
и, увидев Его, исполнился радостью и
ликованием. Ты понимаешь
теперь, что следует называть созерцанием
Бога?
Фома не убоялся и не
устрашился, когда Владыка Христос
подозвал его. Узрев перед собой
совершенного Бога и совершенного
Человека, он увидел, как взошло солнце
после Воскресения. И Солнце Правды,
Христос Бог наш, управил, чтобы лучи
Воскресения осияли Фому и просветили
его очи. Он подозвал Фому и сказал:
«Подойди, любезный ученик Фома. Ты
говорил собратьям-апостолам: давайте
умрем вместе с Ним. Приходи теперь и
получи мзду за великую любовь ко Мне,
Богу твоему. Смотри на Меня без устали,
ощупывай Мои раны, сколько желаешь, ведь
в этот миг ты возвышаешься над всеми
небесными чинами. Они не смеют взирать
на Меня и закрывают лицо свое, а ты
возлагаешь руки свои на раны Мои. Исполни
свое желание!..»...
…Ибо что еще могло
насытить ненасытный ум Фомы! Когда он
влагал свои святые ладони во всенепорочные
раны Господа нашего Иисуса Христа, то
был подобен жаждущему оленю. И наконец,
охваченный любовью, он закричал во весь
голос: Господь мой и Бог мой!
В лице апостола Фомы
ты видишь весь монашеский чин. Ты видишь
всех святых отцов, которые были до нас.
Они вкушали Божественную любовь Господа
нашего Иисуса Христа и не могли насытиться.
Примером для себя они считали апостола
Фому, проповедь которого не знала границ.
Он дошел до Кареи, возвещая узнанного
им Богочеловека — Господа нашего Иисуса
Христа.
Наши отцы, благодаря
своей простоте достигшие бесстрастия,
имели перед глазами один пример — как
апостол Фома ощупывает раны Господа
нашего Иисуса Христа и не может насытиться
этим источником небесной любви. Когда
они размышляли об этом созерцаемом
образе, их ум и разум достигал безмолвия
и сопряжения деяний и созерцаний. Они
очищали свое сердце во всякий миг и
следили, чтобы не вошел в них по небрежению
никакой помысел, даже самый малый».
Все каноны можно найти
в переводах на современный язык, даже
канон Антипасхи, а канон Недели о Фоме
найти нельзя. Слишком возвышенны в нем
все смыслы, и ум человеческий не может
в них разобраться.
Говорится: в восьмой
день. Семь есть возрастов человека, и
за все это время монах успеет подняться
на горные вершины истинного богословия.
А когда он весь преисполнится Божественной
любовью, то достигнет восьмого дня —
дня восстановления Божественного
замысла. Тогда для него не будет времени
или каких-либо еще явлений мира сего…
…Когда монах достигает
таких высот, он удостаивается всех
благодатных даров, в том числе и
непрестанной беседы с Богом. Мы знаем,
что нашим отцам в зимнее время прислуживали
святые Ангелы.
Ты живешь один у себя
в келье, и нет у тебя ничего, кроме
советов, преподанных мной по воле Божией.
А сам я получил эти советы от прежних
отцов. Я учу тебя тому, что сам знаю, и
показываю тебе места в святоотеческих
книгах, чтобы ты полюбил святую жизнь
и еще более распространял вокруг себя
добродетель и безмолвие.
Вспомни, что написано
в Откровении Иоанна Богослова: Блаженны
мертвые, о Господе умершие (ср.: Откр.
14, 13).
Толковать эти слова
нужно следующим образом. Люди перестанут
говорить: «Я согрешил, я виноват, прости
меня»,— а будут все спрашивать: «Ну
почему?». Этот вопрос вводит вопрошающего
в соблазн, и поэтому люди забудут о
внутренней брани и начнут только
пререкаться: кто еретик, кто такой, а
кто сякой. Это и будет окончательная
духовная смерть.
Но Всеблагой Бог
воздвигнет тогда чин монахов, чтобы они
напоминали всем людям до конца, как
нужно исповедовать Господа нашего
Иисуса Христа, Бога и Человека, и призывать
святое имя Его. Люди, омертвев духовно,
то есть забыв о духовных подвигах,
обратятся ко Христу. Исповедуя Христа
Распятого в миг последнего своего
воздыхания, они удостоятся Царствия
Божия и, преисполненные радостью,
отправятся в место покоя.
Иеромонах
Хрисанф
|