О священном
безмолвии
Нельзя покаяться без
безмолвия. Почему те, которых объемлет
заботливое желание покаяться в своих
прегрешениях, очиститься от страстей,
достигнуть и вкусить созерцания Бога
и беседы с Ним,— что есть предел и цель
живущих по Богу и залог вечного Божия
наследия,— всеми способами изыскивают
безмолвия, наиполезнейшим делом почитая
для себя удаление от людей.
Началом делания их в
безмолвии бывает плач, самоосуждение
и самоуничижение; ради них — чтобы они
происходили сколь возможно чище —
бдения, стояния, воздержание и телесный
труд, предел которых потоки слез,
источаемых очами смиренная мудрствующих,
в сокрушении сердца. Так внимают они
очищению своему и так деятельно
преуспевают в нем. Пределом их трудов
служит умиротворение помыслов как
начало излияния слез.
После этого ум обычно
начинает рассматривать природу вещей,
постигать художество Божие, понимать
Божественную мысль и видеть во всем
следы Божией силы, премудрости, благости
и всего того, что обыкновенно в Боге
созерцают. И в таинства Писания входит
он, и преестественных благ вкушает, и
премирными красотами наслаждается, и
Божией любви делается приятелищем, и
таким образом пленяется любовью, радуется
и благодушествует, как достигший предела
добродетелей, любви к Создателю всяческих,
никакой прелести не испытывая и не
подозревая, а только претерпевая одни
соблазнительные нападки и непотребные
греховные движения по многим причинам,
как изменчивый.
Таким путем следует
восходить к устроению себя, далеко стоя
от нечаяния и окрыляясь надеждой на
человеколюбие Божие в достижении благ
Божественных, пребывая в слезах, молитве
и других упомянутых добрых деланиях,
услаждаясь, сколько доступно, раем любви
к Богу и ничего более не видя, кроме
слез, мира помыслов и любви Божией. Так
держится незаблудный путь, так образуется
залог спасения души смиренномудрствующей,
трезвящейся и молящейся во Христе
Иисусе, Господе нашем.
Иноки Каллист
и Игнатий |