Враг нашей
души
Сказав о диаволе: князь
мира сего (Ин. 16, 11), Христос имел в виду
не то, что он миродержец, но то, что он
господствует суетой, ложью. Да разве
можно! Разве Бог допустил бы диавола до
миродержительства? Однако те, чьи сердца
отданы суетному, мирскому, живут под
властью миродержителя века сего (Еф. 6,
12). То есть диавол правит суетой и теми,
кто порабощен суете, миру. Ведь что
значит слово мир? Украшения, суетные
финтифлюшки. Не так ли? Итак, под властью
диавола находится тот, кто порабощен
суетой. Сердце, плененное суетным миром,
удерживает душу в состоянии неразвивающемся,
а ум — в помрачении.
Помысл говорит мне, что
величайший враг нашей души, враг больший,
чем диавол,— это мирской дух. Он сладко
увлекает нас и навеки оставляет нас с
горечью. Тогда как если бы мы увидели
самого диавола, то нас бы охватил ужас,
мы были бы вынуждены прибегнуть к Богу
и, без сомнения, шли бы в рай. В наше время
в мир вошло много мирского, много духа
мира сего. Это мирское разрушит мир.
Приняв в себя мир сей, люди изгнали из
себя Христа…
Душа, которую трогают
красоты вещественного мира, подтверждает,
что в ней живет суетный мир. Поэтому она
увлекается не Создателем, а созданием,
не Богом, а глиной. То, что эта глина
чиста и не имеет греховной грязи, значения
не имеет. Пленяясь мирскими красотами,
которые хотя и не греховны, но не перестают
тем не менее быть суетными, сердце
ощущает временную радость — радость,
лишенную Божественного утешения,
внутреннего окрыления с духовным
ликованием. Когда же человек любит
духовную красоту, то наполняется и
хорошеет его душа.
Старец Паисий
Святогорец |