Лествица для
мирян
Не подумал бы кто: «То
жизнь монаха-пустынника, а мы, миряне:
как же приложить его жизнь к нам? Хотя
бы и желал кто подражать, но не сможет,
ибо мы совсем в других находимся
обстоятельствах». Но, братие, не в форме
сила. Трех показанных степеней в том
виде, как они пройдены святым Иоанном
и проходятся всеми не мирянами, мы пройти
не можем; но можем пройти их так, как они
могут быть проходимы в миру и сожительстве
с мирянами, в другой форме, но в той же
силе. Дадим им прежде всего настоящее
название. Отречение от всего, или
оставление мира, понятно вам. Послушничество
— это жизнь в добрых трудах, не по своей
воле, а по указанию другого. Наконец,
безмолвие — это стремление быть
непрестанно в сердце с Единым Богом,
чего когда кто достигнет, начинает
являть силы Божии или особенные дарования.
Посмотрите теперь, как это может быть
исполнено мирянином и даже исполняется
вами.
То, что у святого Иоанна
есть оставление мира и удаление в обитель
Синайскую, у нас с вами есть оставление
греховного и страстного жития и обращение
умом и сердцем к богоугождению. Кто
оставляет грех и полагает намерение
жить свято, тот делает то же, что другой
— оставляющий мир и поступающий в
обитель. Если вы в пост сей искренно
покаялись и положили не оскорблять
более Бога грехами своими, то вы сделались
подражателями святого Иоанна, когда
он, оставив мир, удалился в обитель
Синайскую. Остается вам пребыть в сем
намерении и в исполнении требований
его, чтоб сделаться подражателями его
и во второй степени его восхождения к
совершенству. На второй степени, в
обители, святой Иоанн нес труд послушания
под руководством своего старца-руководителя.
В нашем житейском быту в чем должно
состоять сие послушничество? В исполнении
заповедей, коими определяется образ
жизни каждого из вас как семьянина, как
члена гражданского общества и как сына
Церкви…
...Как, наконец, подражать
ему в безмолвии? Вот как. Посмотрите,
что есть безмолвие? Внешне — это есть
удаление от всех и пребывание наедине,
а внутренне это есть устранение всякого
развлечения мысленного и собрание себя
внутрь сердца, чтоб там пребывать
неисходно, пред Лицем Единого всевидящего
Бога. Внешнее безмолвие не в ваших руках
и может быть в житейском быту только
случайно, а уединение внутреннее в ваших
руках. Его себе и устрояйте, всячески
заботясь о том, чтоб сколько можно чаще
входить внутрь себя, в свою внутреннюю
клеть, и там наедине предстоять Единому
Богу. В доме ли вы, на пути, на должности
или в храме, напрягайтесь не исходить
вниманием из сердца и не отрывайте око
ума вашего от лицезрения Божия. И будете
уединенники, или безмолвники. Потребность
к безмолвному внутрь-пребыванию рождается
в душе вследствие добросовестного труда
в исполнении заповедей Божиих. Пока
страсти и греховные привычки качествуют
в сердце, нельзя иметь внутреннего
безмолвия: это так по свойству их. Труд
доброделания и исполнения заповедей
Божиих исторгает из естества нашего
страсти и греховные привычки. Тогда
рождается позыв быть едино с Господом.
И вот смотрите: те, кои окрепли в добрых
делах и расположениях, часто или во
время молитвы дома и в храме, или во
время благочестивого размышления и
чтения так входят глубоко внутрь и
погружаются в такое безмолвие, что не
замечают, как время идет, и, несмотря на
труд внешний, например, во время молитвы
или стояния в храме, не хотели бы
блаженном состоянии. Это начатки
внутреннего безмолвия, возможного и в
семейном быту. Остается продолжать
жизнь в том же труде доброделания,
всячески заботясь и молясь — чаще бывать
в сих состояниях и ища, чтоб то, что
бывает по временам, стало непрерывным.
И будет. Господь не оставит труда любви.
Надо только отстранить из жизни все,
что может расстраивать сие благонастроение
и погашать блаженную теплоту внутреннего
безмолвия.
Святитель
Феофан Затворник
|