Празднование иконе осуществляется 19 марта нового стиля (6 марта старого стиля), католиками 26 августа.
Одна из самых известных и почитаемых святынь Польши, католическая и православная святыня. Ченстоховская икона Божией Матери относится, по
преданию, к тем 70-ти иконам Пресвятой Богородицы, которые
написал святой евангелист Лука. Она была
написана в Иерусалиме, в Сионской горнице. В 66–67 годах, во
время нашествия римских войск под предводительством
Веспасиана и Тита, христиане бежали в местечко Пеллу.
Вместе с другими святынями они сохраняли в пещерах и
Ченстоховский образ Богоматери. В 326 году, когда святая
царица Елена (память 21 мая) ходила в Иерусалим для
поклонения святым местам и обрела Крест Христов, она получила
в дар от христиан эту икону, привезла ее в Константинополь и
поставила во дворцовой часовне, где святыня находилась в
течение пяти веков.
В Россию чудотворный образ с великой честью был принесен
основателем города Львова (Лемберга — 1268–1270),
галицко-волынским князем Львом Даниловичем, и помещен в
Бельзском замке под ведением православного духовенства.
При завоевании Западной Украины поляками
чудотворная икона досталась польскому князю
Владиславу Опольскому. Татары, вторгнувшись в пределы
России, осадили замок Бельз. Уповая на помощь Матери Божией,
князь Владислав вынес святыню из церкви и поставил на
городской стене. Пронзенный вражеской стрелой, чудотворный
образ сохранил навсегда следы истекшей крови. Спустившаяся
тогда на татарское войско вредоносная мгла заставила их снять
осаду замка и удалиться в свои пределы. Заступница Небесная в
сонном видении повелела князю перенести чудотворную икону
на Ясную гору Ченстоховскую. Основав в 1352 году монастырь на
Ясной горе — (горе «свидения» — так ее называли за множество
происходивших там чудес), князь Владислав перенес в него
чудотворную святыню, вверив ее на хранение монахам
Паулинского ордена. Через несколько лет обитель была
ограблена гуситами. Лишив ее всех сокровищ, они хотели
похитить и чудотворный образ, но невидимая сила удерживала
коней, и возок со святыней не тронулся с места. В ярости один из
грабителей сбросил святую икону на землю, а другой ударил
мечом по лику. Тут же справедливая кара постигла всех: первого
разорвало на части, у второго отсохла рука, остальные упали
замертво или поражены были слепотою.
В середине XVII века шведский король Карл Х Густав, взяв
Варшаву и Краков, потерпел поражение под Ченстоховским
монастырем на Ясной горе. Помощь и заступление Царицы
Небесной ободрили поляков, а король Ян Казимир, возвратясь во
Львов, обнародовал манифест, по которому поручал свое
государство покровительству Божией Матери, называя
Ченстоховский Ее образ «Польской Королевой». Война со шведами в
1656 году закончилась для Польши успешно.
Множество чудес от Ченстоховского чудотворного образа
было засвидетельствовано в особой книге, хранящейся в храме
Ченстоховского монастыря. С этой иконы сделано было много
списков как для католических, так и для православных храмов.
В 1813 году, когда русские войска вошли в Ченстоховскую
крепость, настоятель и братия Лавры поднесли генералу
Сакену список с чудотворного образа. Впоследствии
Чудотворная икона была поставлена в Санкт-Петербурге в
Казанском соборе.
Другие иконы Пресвятой Богородицы >> |