Письмо православному
сестричеству
о семи речениях Христовых
с креста
Вы хотели знать значение
тех речений, которые Господь изрек с
Креста. Разве оно не
ясно?
Первое речение: Отче!
Прости им, ибо не ведают, что творят
(ср.: Лк.
23, 34). Во-первых, этими
словами Господь выразил милость Свою
к Своим убийцам, которая не
иссякла и во время крестных мук Его.
Затем Он
с Голгофской вершины
объявил известную, но для многих
непостижимую истину, а именно
что злодеи никогда не ведают что творят.
Убивая
праведника, себя убивают,
а его прославляют. Попирая заповеди
Божии,
не видят они, как
опускается жернов, чтобы стереть их в
прах. Кощунствуя, не видят, как их
лица превращаются в звериные морды.
Опьяненные злобой, они никогда
не ведают что творят.
Второе речение: Истинно
говорю тебе, ныне же будешь со Мною в
раю
(Лк. 23, 43). Эти слова
обращены к покаявшемуся на кресте
разбойнику,
они очень утешительны
для грешников, которые могут и в последний
момент покаяться.
Милость Божия безгранична. Господь
исполняет
Свою миссию даже на
Кресте. До последнего вздоха своего Он
спасает
всех, кто имеет хоть
малейшую волю ко спасению.
Третье речение: Жено!
Се, сын Твой (Ин. 19, 26). Так сказал Господь
Своей Святой Матери,
которая стояла у Голгофского Креста. А
Иоанну
апостолу сказал: Се,
Матерь твоя! (Ин. 19, 27). В этих словах Его
сыновняя забота, обязательная
для всякого по отношению к родителям.
Се, Тот, Кто дал людям
заповедь: Почитай отца твоего и матерь
твою (ср.: Мф.
15, 4), Сам исполняет ее
до последнего часа.
Четвертое речение: Боже
Мой! Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил?(Мф. 27, 46). Эти слова
говорят о немощи человеческой, но и
прозорливости. Ибо Человек
страдает, но под болью человеческой
сокрыта в них
одна тайна. Се, только
эти слова смогли разрушить ересь, спустя
несколько веков потрясшую
Церковь: она ложно учила, что на Кресте
страдало Божество…
…Однако вечный Сын Божий для того и вочеловечился, чтобы и телом и душой пострадать за людей и умереть за них, как человек. Ибо, если во Христе пострадало Божество, значит, Божество во Христе и умер
ло. А это невозможно. Вдумайтесь как можно глубже в эти великие и страшные слова: Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?
Пятое речение: Жажду (Ин. 19, 28). Его Кровь излилась. От этого —
жажда. Солнце с запада било Ему в глаза и, усугубляя муки, страшно пекло Ему лицо. Естественно, что Он жаждал, но, Господи, чего воистину Ты
жаждал — воды или любви? Жаждал Ты как Бог или как Человек и Бог?
Вот римский воин дает Тебе пропитанную уксусом губку. Это единственная капля «милосердия», которую получил за три часа мук на Кресте!
Римский воин умягчает грех Пилата — грех Римского царства по отношению к Тебе, пусть даже уксусом. За то Ты разрушишь Римскую империю,
но на ее месте создашь новую.
Шестое речение: Отче! В руки Твои предаю дух Мой (Лк. 23, 46). Сын
предает дух Свой в руки Отца Своего, чтобы знали, что от Отца пришел,
а не по Своей воле, как обвиняли Его евреи. Но слова эти для того еще
изречены, чтобы слышали и знали буддисты, пифагорейцы, оккультисты и все философы, которые сочиняют сказки о переселении душ в других людей, животных, в растения, звезды и минералы. Отбросьте фанта
зии и посмотрите, куда идет дух Праведника: Отче! В руки Твои предаю дух
Мой.
Седьмое речение: Совершилось! (Ин. 19, 30). Это не значит, что жизнь
окончилась. Нет, завершилась Его миссия искупления и спасения рода
человеческого. Совершилось и запечатано кровью и смертью Божественное дело единственного истинного Мессии. Завершилось страдание, но
жизнь только началась. Окончилась трагедия, но драмы не произошло.
Отныне и до века последнее величественное дело — победа над смертью,
Воскресение и слава.
Письма, 28
клендарь "Год со святителем Николаем Сербским" |