О богопознании
Многие люди принимают
весьма простое решение: Бога нет, говорят
они и считают вопрос исчерпанным. Но
ведь именно о таких сказано в Священном
Писании: Рече безумен в сердце своем —
несть Бог (Пс. 13, 1). И это годами твердят
те, которым место — в ногах у Господа,
те, которым Господь дарует свет и жизнь,
дает свободу утверждать о Его якобы
несуществовании. Эти люди не отдают
себе отчета в том, что, несмотря на свои
слова, они продолжают находиться возле
Господа, ибо места, где бы не было Бога,
нет во всей вселенной.
Мы же с вами веруем в
Господа и ежедневно беседуем о Нем.
Каким же мы себе Его представляем?
Удивительным, Великим, Недоступным,
Неописуемым. Важно не просто представлять
себе Бога, но стараться Его познать, как
бы трудно это ни было.
У человека есть врожденное
знание о Боге… Если мы взращиваем в
своих детях семена веры, то, без сомнения,
получим и плоды. Что бы ни случилось на
их жизненном пути, они всегда будут
помнить о том, что «принадлежат Богу».
Как-то раз приехал в
монастырь один весьма заносчивый
министр, но быстро понял, что монастырская
атмосфера такого поведения не принимает.
Увидев, что попал в совершенно иной мир,
он начал обращаться с монахами по-простому…
Я отвел его, как и любого из паломников,
к игумену. В приемной его охватили такие
рыдания, что он не в силах был вымолвить
ни слова. Я пытался успокоить его, но
тщетно. Наконец он с трудом произнес:
«Я вспомнил своего отца. Каждый понедельник
он уходил в горы и там молился. Я тогда
был маленький, и временами мне казалось,
что он парит над землей. Когда шел снег
и леденело все вокруг, я видел, будто он
плывет над сугробами. Когда вместе с
ним мы отправлялись в монастырь, я
чувствовал, что он чем-то отличается от
других людей. Сегодня я понял, что он
передал мне свою веру. Сегодня я обрел
ее вновь». Вот как бывает с людьми, с
детства воспитанными в православной
вере…
…Есть и другого рода
вера — та, что опирается на наблюдение
и опыт. Эта вера свойственна людям,
получающим относительное знание о Боге
через многие поиски, предположения,
исследования. Порой это знание приходит
из личного опыта. Так или иначе, человек
приходит к выводу, что Бог есть, что Он
благ и милостив. Эта вера может стать
сильной и твердой благодаря философскому
осмыслению Бога. Однако такая постановка
вопроса не дает человеку истинного
знания Бога и сил, чтобы связать свою
жизнь с Господом и позволить Ему войти
в себя. Наша задача не обретение, так
сказать, «высшего», ученого знания о
Боге. Зачем оно нам, если единения
человека с Богом не происходит?
Хорошо, когда естественное
знание, то, что у нас в крови, расширяется
и подкрепляется богословским образованием
и душеполезным чтением. Когда мы изучаем
богословские книги, особенно же Священное
Писание и святых отцов, то проникаемся
жизнью святых нашей Церкви. Образец их
жития усиливает нашу веру, ибо мы узнаем,
как Господь может войти в человека и за
что может человека оставить. Вот подлинная
богословская пища, необходимо только
одно — чтобы человек имел готовность
и смирение принять ее… С другой стороны,
если человек не занимается ничем другим,
кроме чтения благочестивой литературы,
он тем самым ограничивает свои богословские
возможности. Себялюбие, затаившееся в
глубинах нашей души и сотворившее там
кумира в лице нашего «я», подрезает
крылья богопознанию и мешает ему
воспарить к небесам. Наше познание Бога
делается неполным, фрагментарным,
погрязшим в страстях и попечениях.
Итак, мы не имеем
глубинного знания о Боге. Так кто же нас
научит верить в Бога? Кто осветит наш
мрак? Озарит ума и сердца? Кто даст ми
криле яко голубине? И полечу, и почию?
(Пс. 54, 7). Кто? Сам Господь. Единственный,
Кто знает Бога, — это Сам Бог. Отец знает
о двух других Своих Ипостасях. Бог Отец
открывает нам Сына, а Сын — Отца. Святой
Дух животворит Христа в каждом из нас
и являет людям их связь с Богом…
Архимандрит
Эмилиан
|