Напутствие
перед Великим постом
Итак, братия, имеется
и иного рода пресыщение и дурное пьянство,
которое бывает не от еды и не от напитков
и проистекающих от них удовольствий,
но — от гнева на ближнего, и ненависти,
и злопамятства и проистекающих от них
зол, о которых Моисей говорит в песне:
Ярость змиев вино их, и ярость аспидов
неисцельна (Втор. 32, 33). Потому также и
пророк Исаия говорит: Горе пьяным без
вина (ср.: Ис. 28, 1), и еще он увещевает,
говоря так: не поститесь, будучи в ссорах
(ср.: Ис. 58, 4). А постящимся так он говорит
как бы от лица Господа: ...аще слячеши
яко серп выю твою... ниже тако наречете
пост приятен. ...И аще умножите моление,
не услышу вас... И егда прострете руце
ваша ко Мне, отвращу очи Мои от вас (Ис.:
48, 5; ср.: 1, 5). Итак, такого рода пьянство,
проистекающее от ненависти, лучше же
сказать — причины для отвращения от
нас Бога, диавол пытается вызвать в
молящихся и постящихся и влагает им
память провинностей против них, и
доводами подвигает их к злопамятству,
и к злословию обостряет язык, делая их
таковыми, как Давид описывает человека,
молящегося в злобе: Неправду умысли
весь день, язык свой яко бритву изостри
(ср.: Пс. 51, 3, 4), и он молит освободить его
от подобных людей, говоря: Изми мя,
Господи, от человека лукава, и мужа
неправедна избави мя, иже... изостриша
язык свой яко змиин, яд аспидов под
устнами их (Пс. 139, 1–3).
Но мы, братие, во время
поста и молитвы, молю, если что когда
действительно имели против кого-нибудь,
простим и будем полны любви, более того
— будем следящими друг за другом с целью
побуждения к любви и добрым делам и
говоря друг о друге хорошо, и в самих
себе рассуждая и помышляя благая пред
Богом и перед людьми, дабы нам поститься
похвальным и непорочным постом и чтобы
на основании его наши прошения были
благоуслышаны Богом — так, чтобы по
благодати подобающим образом и Отцом
Его именовать, и возмочь с дерзновением
говорить Ему: И остави нам долги наша,
яко и мы оставляем должником нашим (Мф.
6, 12)…
…По действию злоумышленника
против наших душ еще и иная приключается
негодность в нашей молитве и посте,
именно та, которую имел оный фарисей,
постящийся и молящийся и однако отосланный
без плода сего делания. Но вы, ведая, что
всякий гордец является нечистым и
неприемлемым пред Богом и что мы, являясь
должниками Богу во многих великих вещах,
и отваживаясь воздать некую малейшую
часть долга, должны поститься и молиться
с сокрушением сердца и самоукорением,
оставляя в пренебрежении, как бы
несуществующее, то, что позади, и
устремляясь к лежащему впереди, дабы
наш пост был чистым и богоугодным и в
храме Божием были внимание и выдержка.
Есть и еще иной способ
действий лукавого, делающий наш труд
поста и молитвы бесплодным. Он заключается
в том, чтобы убедить нас совершать его
по мотиву тщеславия и с лицемерием.
Посему еще увещевает Господь в Евангелии,
говоря: ...вниди в клеть твою, и затворив
двери твоя, помолися Отцу твоему, иже в
тайне; и Отец твой, видяй в тайне, воздаст
тебе яве (Мф. 6, 6)… Ибо тем, кто по тщеславным
побуждениям, а не ради Него ведет благой
образ жизни, Он, конечно, тогда (на суде)
скажет теми же словами, которые
последовательно ныне говорит: «Вы
восприяли награду вашу во время жизни
вашей»… Но тем, кто в упражнении в
добродетели имеет в виду исключительно
Его, Он говорит, что воздаст им явно, то
есть в премирном оном зрелище...
Святитель
Григорий Палама
***
Сладок хлеб после поста.
Сладок сон после бдения. И после утомления
на жестком камне отдохнуть можно лучше,
чем в кресле.
Старец Паисий
Святогорец |