О богопознании
У людей две беды. Первая
— мы часто чувствуем какую-то пустоту
внутри себя. Сколько раз мы слышали, как
кто-то говорит: «У меня как-то пусто
внутри» или «Я чувствую тяжесть, пустоту».
Действительно, в человеческом сознании
есть брешь, в которую собраны наши
неразрешимые вопросы и проблемы.
Все ученые исследования
мира не заполнят ее. Мы выбиваемся изо
всех сил, стараясь стать счастливыми и
довольными. Пытаемся реализовать и
утвердить свое «я», занять солидное
положение в обществе, получить
образование... Но эта дыра внутри нас
все растет и растет, и ничто не может
заполнить ее, ибо это под силу только
Богу. Наши сердца полны надежд и желаний,
плохих и хороших. А в сердце — пустота.
Оно не похоже на укрепленный и сильный
город. Оно — не высокий монастырь на
вершине горы, куда спускается Бог. Оно
— не слава Его и не Его утешение.
В сердце нашем бездна
боли и пессимизма. Оно — наш ад и наша
мука. Но не будем забывать, что и в ад
спускался Господь. Поэтому в минуты,
когда мы чувствуем себя потерянными,
несчастными, отчаявшимися, грешными,
неприкаянными, давайте скажем себе:
«Разве не войдет Господь в мое сердце,
в мой собственный ад?». Не будем придаваться
отчаянию, ибо отчаяние — от гордости.
Оно самое большое восстание против
Бога. Не поддадимся же отчаянию! Там,
где наш ад, давайте окажемся и мы, давайте
понесем там свой крест, как это сделал
Господь. И Он найдет нас там оплакивающими
свою судьбу и подтолкнет, как Адама:
«Адам, где ты? Где ты, дитя Мое?». Мы
очнемся от боли и увидим руку, которая
хочет привести нас к богопознанию, хочет
спуститься до дна нашей боли и отчаяния.
Итак, первая проблема
решается, если мы не станем поддаваться
соблазнам, боли, мрачному настроению,
но будем терпеть. Если мы не отчаемся,
то Господь придет…
…Вторая проблема,
особенно у нас, христиан, заключается
в том, что мы быстро устаем. Да, быстро
утомляемся мы, христиане, мы, желающие
стать воинами Христовыми. Весь мир
охотится за богатством и почестями без
устали. Работает по двадцать четыре
часа в сутки, чтобы занять в обществе
положение получше, не устает стремиться
к удовольствиям, не устает искать греха.
Но сразу же выбивается из сил, встав на
путь к Богу. Устает и забывается. Так и
мы легко обольщаемся миром и делаемся
абсолютно другими.
Потом вдруг что-то
происходит и мы вновь вспоминаем о Боге.
Даем обещания и немного погодя вновь о
них забываем. И это повторяется вновь
и вновь. Вот наша вторая проблема! Но
сколько бы мы ни забывали Бога и ни
вспоминали о Нем после, давайте в такие
минуты скажем: «Господи, просвети мрак
моего сердца! Господи, я забываю о Тебе,
Ты же не забудь обо мне! Хотя мы должны
были познать тебя, но мы Тебя не знаем.
Боли наши, Господи, нестерпимы… Как нам
быть, чтобы теперь узнать Тебя?».
Все, что есть у нас,
возлюбленные мои, преходяще, ограниченно,
чуждо, тщеславно. Бог же дарует нам то,
что духовно. Обратим взор нашей души к
нашему сердцу и, если оно уродливо и
совращено, попросим Господа исправить
его. Давайте вспомним, что Господь по
природе Своей недосягаем и непостижим.
Не будем же искушать себя желанием
познать Бога в славе — это невозможно.
Давайте попытаемся познать Его в Его
смирении, терпящим наши выходки, прощающим, попускающим нам
делать зло. Он уважает нашу свободу:
когда мы ругаем Его, Он нас — нет; когда
убиваем — Он не трогает нас и пальцем;
когда мы огорчаем Его — Он сносит все.
Доверимся же Господу — Он знает, чем
помочь нам. Ведь это Он сказал: Да будет
свет (Быт. 1, 3) в хаосе — и появился свет!
Такой же свет воссияет и в наших сердцах!
Так познаем же Бога! Он
один способен, войдя в наш грех, не только
не испачкаться, но и нас очистить.
Архимандрит
Эмилиан |