Главная
Наши контакты
Подворье сегодня
Расписание богослужений
Часто задаваемые вопросы
История подворья
Троицкая школа
Интернет-магазин
Издательство
Хоровая деятельность
Интервью, статьи
Проповеди
Фотогалерея
Видеоканал на Youtube
Поиск по сайту
Изречения Святых Отцов
Святитель Филарет Московский
Иконы Пресвятой Богородицы
Жития Святых
Чтение Псалтири на Подворье
Душеполезные чтения 2018
Авторизация


Забыли пароль?
Вы не зарегистрированы?
Регистрация
Главная arrow Февраль arrow 13 февраля: О фарисее

О фарисее

Фарисей молился следующим образом: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю... (Лк. 18, 11–12).

«Сколько надо иметь самонадеяния, чтобы отозваться о себе подобным образом! И как можно забыться до такой степени!» — думаем мы, особенно когда слышим выражение: или как этот мытарь. Нам хотелось бы от лица всего человечества выразить негодование на фарисея, который в христианском мире издревле считался образцом гордости, был предметом всеобщего укора и посмеяния.

Но нельзя не подумать иногда, что, может быть, в этом деле не всякий слушающий притчу имеет право быть судьей фарисея, что, может быть, фарисей был только откровеннее и искреннее других и по детскому тщеславию высказал то, что мы, его судьи, таим в глубине души, что, вероятно, он был не пустоименным ревнителем благочестия и сознавал, что трудом и подвигом стал выше той ступени, на какой стоят хищники, неправедники, прелюбодеи и на которой, может быть, и сам стоял прежде; и наконец, несомненно, что он был возвышен духом по крайней мере настолько, что занимался своим нравственным совершенствованием и за то, что имел, благодарил Бога.

Как не пожелать иногда, чтобы многие из его обличителей в этом случае походили на него! Чтобы вполне и по достоинству оценить всю незаконность фарисеева поступка, надобно понять дух притчи. Притча фарисея и мытаря относится к кругу жизни высшей, духовной, молитвенной. Фарисей и мытарь — это не гордость и смирение в обыкновенном их смысле, а два молитвенных расположения души: ложное и истинное. Святая Церковь, вводя нас в дух поста и сострадания Господу нашему, хочет, чтобы источное начало его, молитва, не была нам во грех, а низвела в сердце глубокое покаянное чувство и оправдала нас. «Не помолимся фарисейски, братие...» — вот первые слова богослужебной книги Великого поста.

Архимандрит Антонин (Капустин)


Иконы Пресвятой Богородицы


Изречения Святых отцов
и подвижников благочестия


святыни Троицкого подворья
 
Назад Назад


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите ее мышкой и нажмите Shift+Enter
 
їїїїїї.їїїїїїї