3 февраля — прп.
Неофита, просмонария Ватопедского
(Афонского),
3 февраля — прп.
Максима Грека, 1556
6 февраля — прп.
Дионисия Филофейского, Олимпийского,
игумена, чудотворца, XVI
12 февраля — мч.
Феодора Митиленского, 1784
13 февраля — прмч.
Илии Ардуниса, 1686
14 февраля — прп.
Василия, архиепископа Солунского
(Фессалоникийского), ок. 870
21 февраля — свт.
Саввы II, архиепископа Сербского, 1271
26 февраля — прп.
Симеона Мироточивого (в миру Стефана
Неманя, царя Сербского), Хиландарского
(Афонского), ктитора Хиландара, 1200
Русский Афон
Появление на Афоне
«русских» монахов относится к древнейшему
периоду истории Святой Горы. Под одним
из актов Великой Лавры (февраль 1016 года)
стоит подпись Герасима, «монаха, милостью
Божией пресвитера и игумена обители
Роса…». По сообщению «Повести временных
лет» под 1051 годом, Святую Гору посетил
преподобный Антоний Печерский, который
был там пострижен в монашество и отправлен
обратно в Киев с благословением и
пророчеством о том, что от него «мнози
черньци имут быти на Руси». По афонскому
преданию, преподобный Антоний подвизался
на Святой Горе в пещере близ Эсфигмена.
Первый русский монастырь
на Афоне — Древоделя (современный
Ксилургу) — был посвящен Успению
Пресвятой Богородицы. Впервые Ксилургу
упомянут в акте 1030 года. Из акта 1169 года
следует, что Ксилургу — обитель русских.
В 1169 году русской монашеской общине
Ксилургу по просьбе ее настоятеля
Лаврентия был передан на все последующие
времена пришедший в упадок монастырь
Солунянина, возникший в X
веке и освященный во имя великомученика
Пантелеимона.
Монахи из славян, среди
которых, возможно, были и русские,
подвизались также во многих греческих
обителях: преподобного Григория,
Костамоните, Кутлумуше, Филофее,
преподобного Ксенофонта, Ксиропотаме
и др. С тех пор связь Древней Руси, а
затем России со Святой Горой не
прерывалась, хотя в годы монголо-татарского
ига была не столь интенсивной, как в
более ранние и последующие времена.
Афон для русского монашества всегда
был живительным родником, питавшим его
корни. После сложных периодов упадка и
разлада в монастырской и церковной
жизни в России всегда приходила помощь
со Святой Горы, и следовавшие затем
подъем и обновление подвижнической
жизни в русских обителях благотворно
влияли на укрепление веры и благочестия
русского народа.
По:
Православная энциклопедия. Т. 4
из календаря "Школа молитвы, Афонские уроки"
|